[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Admin  
Хамбо лама Дамба Аюшеев призвал вернуться к земле
AdminДата: Вторник, 28.02.2012, 13:41 | Сообщение # 1
Комбриг
Группа: Администраторы
Сообщений: 5
Статус: Offline
Вернуться к земле

Глава Буддийской традиционной Сангхи России Хамбо-лама Дамба Аюшеев в интервью газете «Новая Бурятия» рассказал о необходимости возрождения буддийской цивилизации в нашем регионе, о сохранении культуры и традиций бурятского народа.
Он говорит, что нужно консолидировать общество вокруг триады традиционных ценностей – национальной культуры, в том числе и буддизма, традиционных форм хозяйствования и национальных видов спорта. Значение идей Хамбо-ламы трудно переоценить, по своему звучанию они носят программный характер манифеста, обращенного ко всем нам. Ниже мы приводим полный текст интервью Хамбо ламы Дамба Аюшеева.

Б.РИНЧИНОВ

Время между новогодними, рождественскими праздниками и наступлением Сагаалгана – хорошее время для размышлений о достижениях и о будущем. В это время «Новая Бурятия» встретилась с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым. В ходе эксклюзивного интервью глава Традиционной буддийской сангхи России рассказал о необходимости возрождения буддийской цивилизации в республике, а также о сохранении культуры и традиций бурятского народа. Значение идей Хамбо ламы трудно переоценить, по своему звучанию они носят программный характер манифеста, обращенного ко всем жителям республики.
Экономика зависит от культуры

Как-то Иосиф Кобзон сказал: «Развитие экономики связано с культурой». И, действительно, экономика зависит от традиций и культуры. Мы в XXI веке должны восстановить свои традиции и культуру. Для бурят традиции являются жизненной основой. Их сохранение необходимо для выживания бурятского народа. Возрождение и поддержание традиций должны стать главной заботой лучших представителей народа. Однако, к сожалению, многие наши политики и бизнесмены недостаточно уделяют внимания этому и не помогают своему народу. Они накопили богатства, отдыхают за границей, присматриваются к традициям других народов – корейцев, китайцев, тайцев и забывают о собственных традициях. Мы возвращаемся к нашим традициям при самых важных событиях нашей жизни – свадьба, рождение ребенка, уход родственников из жизни. В обыденной же жизни все заняты своими профессиональными и повседневными занятиями. И наша общая задача состоит в консолидации общества вокруг триады традиционных ценностей – национальной культуры, в том числе и буддизма, традиционных форм хозяйствования и национальных видов спорта. К сожалению, мы растеряли традиции буддизма. Раньше буряты с малых лет воспринимали основы буддизма и органично развивались в лоне буддийской цивилизации. К буддизму я отношусь не как к религии, а как к цивилизации, которая в настоящее время во многом определяет развитие Азиатско-Тихоокеанского региона. Первый бурятский Хамбо лама Дамба Даржа Заяев дал возможность бурятам приобщиться к буддизму, стать цивилизованными. И, безусловно, буддизм – ценнейшее духовное достояние Бурятии, как и всех народов Азии и других приверженцев учения во всем мире.
Возродить национальное скотоводство

Совершенно незаслуженно потеряны традиции национального скотоводства, разведения четырех пород – монгольской лошади, бурятской коровы, курдючного барана породы буубэй и бурятских волкодавов хотошо. Эти четыре вида домашних животных спасали наш народ на протяжении многих тысячелетий. Монгольская лошадь – неприхотливая, выносливая – давала кумыс, позволяла покрывать огромные пространства. Бурятская корова не требовала особого ухода и была приспособлена к суровым местным климатическим условиям. Не надо было косить сено, корова сама добывала себе корм, так же как и овцы буубэй. И, конечно, волкодавы хотошо, которые охраняли стада и были помощниками скотоводов. Скот давал диетическое мясо, молоко, войлок, топливо – кизяк, шкуры. Да, местный скот не был настолько продуктивным, как, скажем, коровы симментальской породы. Но в современных хозяйствах человек вынужден кормить симменталок, мериносов, свиней. Их разведение связано с огромными затратами труда, кормов, а также других ресурсов. Это неправильно – скот должен кормить человека, а не наоборот.
Генофонд под угрозой

Утратив наши сельскохозяйственные традиции, мы получили дефицит питания. Бурятия обеспечивает себя мясом всего на 50%. И, значит, мы недостаточно питаемся. А если человек не питается как надо, он слаб. Здоровье и генофонд бурятского народа находятся под угрозой. Не так давно мы собирали на соревнования детей из шести районов. И, к сожалению, среди них не было мальчиков с нормальным весом. Никто не весил 60 кг. А раз нет сильных и здоровых сыновей, значит, идет вырождение. Рабиндранат Тагор говорил: «Величие дуба зависит не от корней, а от земли». Для человека естественная пища – основа развития. Сейчас мы перешли на неестественную для бурят пищу – без мяса и молока. И как после этого народ будет здоров? Это стало основным следствием безграмотности и невежества. Мы, скотоводы, утратили свои навыки и поэтому начинаем вырождаться. У других народов есть понимание и политическая воля для того, чтобы выделять средства на возрождение основ национальной экономики и структуры хозяйствования. Они стремятся сохранять свои традиции и культуру. А у нас люди получают два высших образования, учатся до 30–40 лет, а потом не могут найти работу и в итоге ничего не имеют. Идут работать продавцами или охранниками. Это явный перекос развития. У нас любой может поступить в вуз, и от этого уровень образования не очень высок.
Исчезновение сел

Городское население стремительно растет, а сельское население уменьшается. Более приспособленные и шустрые люди устремляются в города. А более слабые, получается, остаются на селе. В Улан-Удэ переизбыток сильных, которые начинают давить друг друга. В этой борьбе в новых неестественных условиях многие деградируют и слабеют. А те, кто остался на малой родине, добиваются определенных успехов, хотя вроде бы их потенциал был ниже. Но в целом на селе тяжело жить, и в Бурятии исчезает все больше сел. К сожалению, лидеры народа – депутаты, руководители, бизнесмены – не понимают, что нужно делать для общего развития. Они чем-то занимаются, суетятся, но результатов нет. И тогда мы, духовенство, предлагаем пути возрождения традиций. Здесь все просто – большинство дацанов находится в сельской местности и живет благодаря подаяниям сельчан. И когда слабеет деревня, не могут развиваться и дацаны. Мы должны возродить основы номадного сельского хозяйства. Уже сейчас мы возвращаем в села наших именитых борцов. Зоригто Цырендондопов, Ринчин Санжиев, Леонид Замбалаев и другие наши прославленные атлеты вернулись на родину, чтобы заниматься разведением бурятских пород скота. Они показывают пример, как стать богатыми духовно и материально на своей земле.

Национальные виды спорта

Для нас важны национальные виды спорта – борьба, стрельба из лука и конные скачки. На них держатся здоровье, гордость и самоуважение народа. Национальные виды спорта объединяют людей. К сожалению, многие руководители и видные люди не поддерживают их – Вячеслав Михайлович Мархаев, Бато Цырендондокович Семенов, Бато Ламуевич Очиров, Борис Дугданович Будаев, Андрей Гомбоевич Самаринов, Матвей Матвеевич Гершевич, Иннокентий Матвеевич Егоров, Геннадий Архипович Айдаев, Степан Владимирович Калмыков и ни один из ректоров. Большая редкость, чтобы кто-то из них и многих других присутствовал на наших соревнованиях по национальным видам спорта. Не уважают или не понимают? Я считаю, что они не уважают свой народ! В Монголии идет бурное развитие национального спорта. И, чтобы возродить наши спортивные традиции, нужно взять самое лучшее у халха-монголов и воплотить в жизнь у нас. На сегодняшний день традиции поддерживают только главы районов и председатели райсоветов. Они – настоящие пахари, они ближе к людям и честно и самоотверженно поддерживают традиции, болеют душой. На них еще держится село. Я искренне выражаю им благодарность. Они чувствуют свою ответственность и стараются оправдать доверие людей. Однако в муниципальных бюджетах практически нет денег. А политики и бизнесмены не помогают своей малой родине. Кто из них может гордиться своим вкладом в развитие села? Чем выше поднимается человек по карьерной лестнице, чем больше его достояние, тем больше он должен помогать своей малой родине, своему селу. К сожалению, села все больше и больше хиреют. Они построили себе громадные коттеджи, а их родные деревни исчезают. Это трагедия, это позор!
В любом цивилизованном государстве значимые объекты живут благодаря спонсорской помощи. И в Бурятии люди обеспеченные должны помогать своим землякам на селе. А они не уважают земляков. Хотя они должны делать так, чтобы их земляки тоже добивались успеха. Мы должны их спросить: «Что вы сделали для того, чтобы ваши земляки были со скотом и хозяйством?». И, если есть семья, где нет скота, и семья не может свести концы с концами, то виноват глава и тот бизнесмен, который вышел из этого села. Как на селе жить без скота? Это значит, что дети не получают молока, нуждаются и голодают. Это общая беда.

Достаток от скота

Достаток села надо оценивать не по наличию школы или детского сада, а по количеству скота у людей на подворьях. Может (смеется. – Ред.), и не нужны школы, ведь дети получают образование, а потом уезжают. А мы должны задуматься, как их оставить на селе, чем привлечь. Эту проблему игнорируют и СМИ. А тех, кто помогает родным селам, можно пересчитать по пальцам: Цыденжап Бимбаевич Батуев, Бато Цырендондокович Семенов немного помогает, Владимир Александрович Дмитриев, который на свои средства построил дацан в Усть-Орде и планирует еще один дацан в Бохане. Деревенские должны быть богаче городских. Тогда и городские задумаются о возвращении в село. Но на селе нужно подготовить условия – землю, восстановить традиционные породы скота, оказать помощь. Мы все должны помочь деревне стать богаче, тогда возродится духовное и культурное богатство. Голодный бурят не думает о Будде. Мы стремимся к образованию, это даже болезненное стремление. Ведь образование и ум – это разные вещи. Умный может сам стать кем нужно – ветеринаром, механиком, агрономом. Ум и жизненная энергия могут добиться всего. Образование дает лишь «корочку», людей с «корочкой» пруд пруди, и никто из них не может добиться процветания.

Вернуть мудрость

Еще одна проблема – срок жизни сельских жителей очень мал. Слой мудрых и авторитетных старейшин истончился критически. 90-е годы значительно сократили число мудрых и ответственных людей, тех, кто знал обычаи и традиции. Даже те, кому 60–80 лет, порой оторваны от жизни. И мы вынуждены обращаться к тем, кому до 50 лет. И нам нужно вернуть к активной жизни тех, кому 50–60 лет, их знания нужны обществу. А они должны задуматься, как принести больше пользы людям, с чем они пойдут в следующее перерождение. Настоящая жизнь начинается после 60-ти. Это мудрая жизнь, в этом возрасте мужчина уже имеет все, и он является носителем традиций и должен подавать пример во всем. Мудрость, сострадание и доброта к близким – это и есть путь Будды.

Журналист газеты "Новая Бурятия" Тимур Дугаржапов
 
vladivarovДата: Среда, 10.10.2012, 09:30 | Сообщение # 2
Группа: Гости





Да мне кажется, что любой ответ будет являться субъективным. Сколько людей - столько мнений.
На вкус и цвет ...
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES