Главная » 2025 » Январь » 21 » Все мы родом из детства

Все мы родом из детства

21.01.2025 в 10:04 просмотров: 105 комментариев: 0 Власть и общество

 Эти слова классика литературы очень часто приводят люди, вспоминая свое детство. Мое детство, как и всех детей середины XX века, было безоблачным. Все было просчитано и рассчитано государством. Ясли, детский сад, школа. Многие из нас в школе посещали различного направления кружки самодеятельности и технического творчества при школе или в учреждениях дополнительного образования детей.

Родители наши трудились на благо Родины в трудовых коллективах, учреждениях и предприятиях. Трудиться было почетно. Ну, а тех, кто не хотел работать, записывали в тунеядцы и привлекали к административной ответственности. Даже лозунг был: «Кто не работает, тот не ест». Не было такого понятия и слова «безработный». Наоборот, на того, кто всякими путями отлынивал от работы, смотрели как на ущербного.
И нас с самого детства приучали к труду. Мы помогали родителям в домашнем труде, косили сено, помогали пасти животных и т.д. Многие мои сверстники после того, как согласно закону можно было привлекать подростков к труду на производстве, подрабатывали на стрижке овец в комхозе. Я и мои друзья сажали в лесхозе саженцы деревьев, шкурили бревна. В школе были уроки труда. Никто из нас не считал зазорным быть дежурным по классу, убирать школьный двор, собирать металлолом или макулатуру.
Все было просчитано до мелочей. Наши родители были спокойны за своих детей, пока они находятся на работе. Мой отец Сергей Дмитриевич Кряжев работал главным автоинспектором Агинского окружного ГАИ, а так как штат окружного ГАИ был очень маленьким, он по долгу службы очень часто был в разъездах. Уходил на работу рано и приходил поздно. Уже под вечер, затемно.
Мама Кряжева Евдокия Михайловна работала главным бухгалтером Агинского педагогического училища. И очень часто, когда заканчивалось время дневного пребывания в детском саду, забирала меня к себе на работу. Благо, детский сад был рядом, а на работе почему-то они что-то постоянно писали, считали, пересчитывали, искали. Мне всегда было интересно, что можно потерять на бумаге? Вот же эти цифры все здесь, на бумаге, ни одна сбежать не может, так как ее уже написали. Но…
В силу своего детского любопытства я пытался понять это и приставал к сотрудникам бухгалтерии с вопросами. На что меня постоянно просили не мешать, а пойти поиграть или порисовать. Из сотрудников бухгалтерии мне запомнилась Александра Семеновна Номоконова. Она в свое время воевала на фронтах Великой Отечественной войны. Могла в разговор вставить крепкое словцо, в разговоре была прямолинейной. Могла жестко поговорить даже с директором училища. А вот со мной она была всегда ласковой.
К слову сказать, все мужчины, которые работали в то время в педагогическом училище, были фронтовиками. За исключением Александра Георгиевича Чижова. Он был инвалидом детства, поэтому на фронт попасть не мог. Он преподавал историю, и в памяти моей он остался как добрейший человек, который мог часами что-то объяснять студенту. Никогда я не видел, чтобы он на кого-то повышал голос.
Более всего мне запомнились новогодние елки для детей работников училища. Праздник проходил красочно, ярко. Утренник в педучилище поистине был сказкой. Наши родители, независимо от должности, водили с нами хороводы, играли в игры. Запомнились концерты, которые всегда ставили преподаватели и студенты Агинского педагогического училища 22 апреля, в честь дня рождения Владимира Ильича Ленина.
С замиранием сердца я наблюдал за репетициями оркестра бурятских народных инструментов. Оркестр был создан по инициативе директора педучилища Бориса Львовича Лиги. Но основная работа по созданию оркестра легла на плечи Сергея (Даши-Цырен) Жамбаловича Жамбалова. Он же и руководил оркестром и, как-то заметив, что я наблюдаю за репетицией в приоткрытую дверь, спросил, нравится ли мне. На утвердительный ответ погладил по голове, провел в зал, посадил на стул. И с тех пор я уже не прячась, мог присутствовать на всех репетициях оркестра.
Но больше всего запомнилось, как оркестр готовился к поездке в Москву. Усиленные репетиции по нескольку раз в день. И когда уехали, все по радио слушали новости, оркестранты звонили из Москвы напрямую или директору в кабинет или в бухгалтерию и сообщали, где они были, выступали, с кем встречались. Нас всех распирала гордость. Из самых окраин нашей необъятной страны оркестр, да не какой-то, а бурятских народных инструментов, уехал в сердце Родины – город Москву.
А встречали оркестрантов после поездки как космонавтов. Они проходили под шквал аплодисментов и оваций из фойе Дома культуры в зал на сцену. Делились впечатлениями, рассказывали, что приехали люди самых разных профессий, студенты, школьники. Никто из них не оплачивал проезд, проживание, питание. Всех за счет государства отправили на Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности.
Отдельно нужно рассказать о здании педагогического училища, которое было построено в начале 30-х годов XX века. Это было двухэтажное деревянное здание. И я всегда поражался рассказам, что бревна для здания училища пилили в лесу недалеко от колхоза им.Дылгырова (с.Челутай), возили бревна на быках. Когда первая подвода с бревнами заходила в с.Агинское, последняя только-только готовилась к отправлению из с.Челутай.
Особенно мне запомнился директор Борис Львович Лига. Всегда стремительная походка, слегка полноватый, говорил быстро, но всегда четко и ясно. Мне нравилось наблюдать, как он без всяких записей и бумажек преподносил учебный материал студентам. Вот за это студенты, да и все работники училища его уважали. Именно Б.Л.Лига был инициатором основания музея имени Владимира Ильича Ленина и волейбольной команды в АПУ. 
Это был единственный музей имени В.И.Ленина на территории Дальнего Востока и Восточной Сибири, расположенный в стенах профессионального учебного заведения. Все экспонаты музея находились в коридорах и актовом зале училища. Экспонатов было много, и они поражали своим величием. Были очень частыми экскурсии школьников, учащихся, студентов и преподавателей других учебных заведений, которые приезжали специально посетить музей. Экскурсантами были преподаватели и студенты училища.
В музей в обязательном порядке вели всех высокопоставленных гостей и все другие делегации, которые приезжали на агинскую землю. Были и иностранные гости. Все они оставляли записи в книге гостей. 
В 1969 году, к приближающейся дате - 100-летию со дня рождения В.И.Ленина по инициативе граждан было начато строительство здания для музея. Здание строили хозяйственным способом, без привлечения государственных средств. 
Помогали люди со всего округа. Даже приезжали на субботники из окружающих Агинский округ населенных пунктов. И 22 апреля 1970 года музей с момента открытия переехал из педагогического училища в новое здание. Он занимал площадь целого этажа. Среди экскурсантов были многие именитые люди. Поэтому считалось за честь проводить экскурсию в музее для высоких гостей округа.
Но уже к середине 1960-х годов моя мама перешла на работу председателем сельского совета села Агинское. И я уже школьник начальных классов АСШ №2 постоянно пропадал у нее на работе. Штат у нее на работе был всего из двух человек. И вот они готовили документы о преобразовании села Агинское в поселок. 
Ну, а у меня воспоминания детсадовца перешли в воспоминания школьника младших классов. А это уже другая история. 

М.Кряжев, отличник 
народного просвещения, кандидат педагогических наук.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES