Главная » 2025 » Январь » 30 » Из плеяды замечательных бурятских учителей-буддистов

Из плеяды замечательных бурятских учителей-буддистов

30.01.2025 в 10:14 просмотров: 36 комментариев: 0 Власть и общество

120 лет Жимба-Жамсо Цыбенову
 

В конце прошлого года отметили 120 лет со дня рождения философа-богослова, эмчи-ламы, художника Жимба-Жамсо Цыбенова (на снимке). Он был последним из плеяды замечательных бурятских учителей-буддистов, успевших получить основы классического тибетского буддийского образования в двадцатые годы прошлого века, сделавших учение неотделимой частью своего сознания и сохранивших во всем объеме подлинные традиции Дхармы. С его уходом завершилась целая эпоха в истории бурятского, российского буддизма.

Жимба-Жамсо Цыбенов родился в 1904 году в местности Загдаши Дульдургинского района в семье бедняка-скотовода. Когда мальчику было пять лет, он убирал пыль с алтаря дацана, через два года из глины слепил статуэтку бурхана, которая хранится до сих пор у его родственников. Семи лет от роду поступил учеником в Тарбагатайский дацан, где проучился три года. Затем переехал в Агинский дацан и продолжил учебу. Успешно изучал буддийскую философию, стал учеником ламы Идамай Гаваа, который впоследствии был репрессирован. В 13 лет провел ритуальное чтение «Сундуй». В 14 лет в своем бедном домике создал образ божества Абиды, чем очень удивил людей в округе. В детстве его звали Цыреном, имя Жимба-Жамсо (тиб. Океан щедрости) получил в Агинском дацане.
В 1923 году Жимба-Жамсо Цыбенов совершил паломничество в Монголию, Хэнтэйский аймак, монастырь Брэйбан Хид, где получил степень гэбши. Затем продолжил обучение в монастыре Гандан в Улан-Баторе. Получил отличное образование, изучал буддийскую философию, тибетский язык, тибетскую медицину, тибетскую скоропись и поэзию. Медицина была его главной специализацией, он стал известным лекарем. Мастерски владел кистью и хорошо знал искусство. Был добрым и мудрым человеком. У него было около 40 учителей, самым близким из них был цугольский лама Сандак-Дорже Галсангпо.
Волна репрессий 30-х годов прошлого века не обошла Жимба-Жамсо-ламу. Он был арестован в 1939 году и заключен в тюрьму Улан-Батора, где с ним, сгорбленным, измученным, с тросточкой в руках, встретился земляк Хусын Зоригто. Ж-Ж.Цыбенов передал через него ученикам, что его отправят в Ара-Халху. Ученики, остававшиеся на свободе, сквозь прутья решетки передали своему учителю сверток. В это время вышло постановление правительства Монголии: всех эмигрантов из СССР выслать обратно по железной дороге. Заключенных из Монголии высадили в Томске.
«Я украдкой развернул сверток, переданный учениками, там были колокольчик и сменная одежда. Больше ничего», - рассказывал много лет спустя Жимба-Жамсо-лама и смеялся.
Начались тяжелые годы заключения в России. Студеная зима, тяжелый труд, голод, болезни - все испытал Жимба-Жамсо-лама, но в душе его всегда горел огонь жизни и любви к людям. В 1941 году был призван в армию. Служил в охранной службе Ачинского военного городка, затем в КЭЧ (квартирно-эксплутационной части) до конца войны. Удостоен многих правительственных наград и поощрений за время службы в тылу. После войны женился, поселился в г.Юрга Кемеровской области. В 1950 году написал первое письмо из Томска родным. Он не был дома 27 лет. В 1953 году его внучатый племянник Санжа сумел добиться выезда Жимба-Жамсо-ламы из Юрги письменным вызовом. Репрессированные не могли даже после войны отлучаться с места прописки без разрешения власти. Поэтому Учитель, вернувшись на Родину, поселился в Курорте-Дарасуне, ему было запрещено жить вблизи государственной границы. До выхода на пенсию работал маляром-художником, тайно исполнял обряды для верующих и практиковал тибетскую медицину.
Глубокие познания в тибетской медицине послужили поводом для приглашения Жимба-Жамсо-ламы на работу в Бурятский филиал Сибирского отделения АН СССР, где он числился младшим научным сотрудником, консультируя тибетологов и буддологов всего института. Там же работали Б.Дандарон, Л.Ямпилов и некоторые другие бывшие ламы. Проработав 11 лет в Бурятском институте общественных наук, заслужив медаль «Ветеран труда» и став автором ряда научных работ, вернулся в Курорт-Дарасун.
Очень любил своих внуков, помогал детям в их житейских трудностях, но всячески старался не афишировать свои уникальные знания в родном поселке - опасался новых неприятностей от властей. Когда в 1982 году скончалась его жена Лхамажап, он вновь принял на себя монашеские обеты и переехал в Агинский дацан.
Во второй половине XX века, во времена запретов всех религий и воинствующего атеизма, он являлся единственным в своем роде ламой в Забайкалье, кто сохранил и приумножил свои познания в тайнах буддийской иконографии и продолжал практиковать Учение Будды по традиционным канонам. Был искусным живописцем, тонким знатоком разных школ и направлений буддийской живописи. Его работы находятся в Иволгинском и Агинском дацанах. Наиболее характерные его работы: «Мандал Чакрасамвары», «Будда Отошо», «Авалокитешвара», «Миларепа», «Четыре Махараджи», «Шестнадцать богинь подношений», портреты бывших настоятелей Агинского дацана.
«Я имел счастье встретиться с Учителем в 1978 году и был впечатлён его глубоким знанием Дхармы, твердостью характера, последовательностью и постоянством в духовной практике, - вспоминал известный российский буддолог, тибетолог, индолог, переводчик и книгоиздатель Андрей Терентьев. - Впоследствии, когда мне довелось ближе познакомиться с некоторыми из выдающихся тибетских лам, я убедился, что и среди тибетцев таких эрудитов мало. Жимба-Жамсо был прекрасным знатоком философии, необыкновенно сведущ в тантре, причем, не только школы Гелуг, но и других направлений. Он был непревзойдённым знатоком буддийского искусства и, когда государство потребовало сделать научное описание всех священных изображений Иволгинского дацана, именно Жимба-Жамсо-лама был привлечён в качестве основного эксперта к этой работе. Сходу он отвечал на любые вопросы, прекрасно зная историю бурятского буддизма, он, как никто другой, мог дать необходимую справку, распознать лам и здания дацанов на старых фотографиях. Широта мысли и полное отсутствие суеверий и предрассудков у Жимба-Жамсо-ламы тоже производили сильное впечатление. «Дацаны, хуралы… - это не так важно, - сказал он уже в начале нашего знакомства, - главное, что у тебя сохраняется в сердце…».
Многие хотели стать его учениками. Он был строг, требователен, но никому не отказывал, ибо доброта души была его врожденным качеством. Один из учеников Жимба-Жамсо Цыбенова, мастер буддийской живописи танка Александр Кочаров писал: «Жимба-Жамсо-лама был мудрым человеком. Он учил каждодневному труду, ответственному отношению к делу, помогал воспитывать те качества, без которых учиться было бы невозможно. Он сам демонстрировал учение в своей повседневной жизни. Я постоянно вел дневники и записывал все, что происходило. Вот некоторые из первых наставлений: «Лама - это общественный человек, он должен служить людям. Самое большое достижение - это помогать наибольшему количеству живых существ - максимально», «Сейчас самое главное - вера. Надо не только читать Жабдо (Прибежище) и другие тексты, но думать и обосновывать для себя, что читаешь, чтобы укрепиться в вере. Просто чтение - мало пользы».
В 1988 году, когда удалось добиться возвращения Ленинградского буддийского храма буддийской общине, с благословения тогдашнего Пандидо Хамбо-ламы Ж.-Ж.Эрдынеева он был приглашен настоятелем ленинградского храма. Согласился, но как раз в это время верующим вернули Цугольский дацан, один из важнейших бурятских храмов, и Жимба-Жамсо-лама остался руководить его восстановлением. До последних дней он жил и оставался в Цугольском дацане, окруженный заботой семьи, нескольких местных и приезжих учеников. Ушел из мирской жизни Жимба-Жамсо-лама 16 июня 1995 года, кремирован 22 июня на горе рядом с Цугольским дацаном.
Земные деяния этого замечательного Учителя - тысячи излеченных больных, возрожденный Цугольский дацан, десятки буддийских икон и росписей, религиозных произведений и стихов на тибетском языке и много благодарных учеников, продолжающих его дело.

Д.Базарова,главный библиотекарь отдела ИСО Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES