Главная » 2024 » Декабрь » 19 » Эта удивительная, чарующая чанза

Эта удивительная, чарующая чанза

19.12.2024 в 10:05 просмотров: 139 комментариев: 0 Культура

С раннего детства я мечтала играть на музыкальном инструменте. В прошлом году в рамках краевой акции «Волшебные двери», проводимой Детской школой искусств им.К.И.Базарсадаева, мне удалось поближе познакомиться с бурятскими народными инструментами. С первых звуков чанзы в исполнении моего будущего педагога Елены Антоновны Батоевой я полюбила этот чарующий инструмент. И мне захотелось не только научиться играть на чанзе, но и изучить историю возникновения этого инструмента, узнать ее устройство, разновидности.

В древности каждая бурятская семья стремилась иметь свой домашний инструмент - символ духовности, элемент причищения и защиты от неприятностей. Народные инструменты передают звуки окружающего мира: дуновение ветра, шелест листьев, журчание ручья, пение птиц, тончайшие струны человеческих чувств, способные вызвать у слушателя восторг и грусть.
История происхождения чанзы остается малоизученной и спорной. Мы не обнаружим упоминаний о чанзе ни в эпосах, ни в поговорках, ни в народных песнях.
Однако, известный исследователь ХХ столетия Александр Сергеевич Фаминцын в своем труде приложил иллюстрацию бурятки, играющей на трехструнном инструменте, что дает основание утверждать о бытовании среди бурят щипкового инструмента, родственного чанзе, со второй половины XVIII столетия.
Также есть сведения, что чанза имеет монгольское происхождение. Хотя в некоторых источниках указывается китайское происхождение. В Бурятию шанз (монгольское название инструмента) был привезен из Монголии в конце 30-х годов ХХ века. Его древнее название - шударга, что означает «ударять», «скрести». Поскольку на шанзе три струны, то китайцы называли его саньсянь, что означает «трехструнка». Со временем, отбросив слово сянь, его стали называть саньцзы, что значит «струнный, имеющий три струны». От этого слова произошло монгольское название «шанз», которое, в свою очередь, в Бурятии получило название «чанза». Таким образом, целенаправленное изучение исторических документов России, Китая, Кореи, Японии, Монголии может принести нам интересные открытия о прошлом как чанзы, так и других бурятских народных инструментов.
Своим современным состоянием бурятская чанза обязана уже ХХ столетию. В 1944 году музыкальным мастером Арданом Федоровичем Зонхоевым была сконструирована бурятская чанза-прима. В 1964 году выдающийся музыкальный мастер Бальжинима Дугарович Дугаров создал первую четырехструнную чанзу-приму. Дело мастера продолжили два его племянника, ставшие известными мастерами: Лубсанцырен Доржиевич и Очиржаб Доржиевич Жамбаловы. Реконструкция бурятской чанзы была завершена в середине 80-х годов прошлого столетия созданием мастерами квинтета чанз – прима, альт, тенор, бас, контрабас. В таких разновидностях она существует и по сей день. Окончательная форма и размеры чанзы находятся в стадии дальнейшего усовершенствования.
Чанза-прима состоит из трех основных частей: корпуса, грифа и его головки. Над грифом натянуты четыре металлические струны. Корпус инструмента имеет верхнюю деку, обтянутую змеиной кожей, нижнюю деку, сделанную из дерева с боковыми отверстиями-резонаторами. Верхняя часть головки грифа украшается резьбой в виде головы коня.
Я многое узнала о бурятском музыкальном инструменте чанзе, ее истории, устройстве. К сожалению, все меньше моих сверстников хотят научиться играть на народных инструментах. Тогда я решила создать Телеграм-канал «Чанза глазами ребенка», в котором постаралась рассказать об интересном бурятском инструменте - чанзе. Я надеюсь, что с развитием канала, добавлением новых подписчиков будет увеличиваться и количество людей, которые будут знать о чанзе, возможно, придут новые ученики. Мы, поколение будущего, обязаны знать, сохранять и приумножать уникальную культуру нашего бурятского народа, продолжать его историю. Чанза и другие инструменты должны, как и много веков назад, нести в этот мир послания бурятской нации, сотканные из звуков, о том, что человек рождается для счастья, жизни в мире и согласии.

В.Очирова,
ученица 4 «а» класса МОУ «Агинская СОШ №2».

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES