Главная » 2025 » Январь » 17 » Алексей Носырев: «Переполняют эмоции от встречи с Родиной и друзьями юности»

Алексей Носырев: «Переполняют эмоции от встречи с Родиной и друзьями юности»

17.01.2025 в 16:18 просмотров: 45 комментариев: 0 Власть и общество

В п.Агинское побывал сын знаменитого агронома, садовода, натуралиста, учителя Прокопия Алексеевича и биолога Антонины Васильевны Носыревых – Алексей Прокопьевич Носырев (на снимке). Его, сына Владимира, внука тепло встретили в национальном музее им.Г.Цыбикова, где собрались друзья юности, одноклассники, учителя, краеведы. А.П.Носырев посетил редакцию и ответил на вопросы в «Гостиной «АП».

- Алексей Прокопьевич, расскажите о себе, отце, семье…
- Родился третьего августа 1953 года, окончил базовую школу, АСШ №2, музыкальную школу. Я был отхончиком, отец Прокопий Алексеевич учил меня всему, в том числе, стрельбе из оружия. Видел и общался с Семеном Даниловичем Номоконовым, с которым дружил отец. «Твой папка хорошо стреляет», - говорил мне снайпер.
- Сколько детей было в семье Прокопия Алексеевича и Антонины Васильевны?
- Родились шестеро, но двоих старших сыновей не стало в годы войны. Третий брат Владимир работал на железной дороге, средний Виктор - геолог, сестра Лидия трудилась на селекционной станции в Челябинске и младший я, Алексей. Сестра была старше меня на 11 лет. В моей семье шестеро детей, десять внуков. В Агинское приехал с внуком, старшим сыном Владимиром, он бизнесмен, занимается системами кабельного наблюдения.
- Школу окончили и что дальше?
- Среднюю школу окончил в г.Иланский Красноярского края у старшего брата, сестра Лида уже жила в Челябинске, у нее с супругом была плодово-овощная селекционная станция, она пошла по стопам родителей. После окончания школы в 1969 году поступил в Челябинский политехнический институт на факультет «Двигатели, приборы, автоматы, летательные аппараты». Я думал, что там занимаются самолетами, вертолетами, а оказалось, ракетами, космическими аппаратами. Специальности были засекреченные.
- Откуда тяга к авиации?
- В Агинском в 1960-е годы функционировал большой кружок авиамоделизма, строили и «гоняли» кордовые модели самолетов с моторчиками МК-16, «Ритм», мастерили планеры и т.д. Делали мини-копии самолетов, схемы брали из журналов «Техника молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор».
Наша промышленность выпускала все и вся для авиамоделизма, сейчас все китайское. Запускали модели в районе нынешнего аэропорта, речки Челутайки, где действовал аэродром, там садились самолеты Ан-2, иногда Ли-2 (дугласы), вертолеты.
- И «заболели» небом? С чего все началось?
- Однажды начальник аэродрома Дехонов, бывший начальник метеостанции, друг моего отца Прокопия Алексеевича, посадил меня в прилетевший самолет авиалесоохраны АН-2 («кукурузник»).
- К пилотам? В кабину?
- Да, между двумя пилотами было сидение…
- Видимо, правила позволяли посадить «зайца» в кабину?
- Нет, правила и инструкции были еще жестче, чем сейчас. Но летчики и Дехонов увидели мои горящие глаза и позволили полетать с ними целых пять-шесть часов. После этого я четко понял, что буду летать.
- В летное училище не хотелось поступить?
- Очень хотелось, но в девятом-десятом классах у меня немножко «сели» глаза, а приемные комиссии в летные училища были строгие, и меня забраковали. Но в институте работала хорошая парашютная секция, и я сразу пошел туда.
- Успехи в парашютном спорте?
- В Челябинском аэроклубе выполнил норматив мастера спорта по парашютному спорту.
- Звания, разряды за что присваивались? По количеству прыжков?
- Нет. Главное – это точность приземления (попадание в «десятку» - мишень размером в пятирублевую монету), и в свободном падении выполнить комплекс спецупражнений, фигур при скорости 50 м/с или 180 км/час – сальто, спираль за девять секунд, я делал за семь-восемь, в общем, все фигуры за тридцать секунд. Количество прыжков с парашютом – более 3000.
- После окончания вуза куда распределились?
- Продолжал прыгать с парашютом, пошел работать на 78-й оборонный завод им.С.Орджоникидзе, точили бронебойные снаряды, изготавливали метеоракеты, «дедушек» современных БУКов.
- Вы ракетчик?
- Можно так сказать. Факультет назывался «Двигатели, приборы, автоматы», сейчас – «Аэрокосмический факультет», где учатся знатоки математики, физики и других точных наук.
- А кто учил Вас математике в школе?
- В Агинском были сильные, замечательные учителя, к примеру, физик Ювеналий Васильевич Никонов. Точные предметы мне давались легко, и по сей день я свободно объясняю все законы, теоремы дочери-школьнице.
- Долго и кем трудились на заводе?
- Доработал до начальника цеха, точил снаряды, болванки, стабилизаторы к минам и пр. Потом как-то заметили меня и пригласили в СКБ №78 (специальное конструкторское бюро), и там я вплотную занялся «изделиями» – ракетами.
- Много выпускали ракет?
- Много, на весь Союз завод работал в три смены и сейчас также.
- На каких парашютах прыгают наши десантники?
- Спецназ «на крыльях», остальная «десантура» на Д-5, Д-6 с круглыми куполами.
- Летать не давали?
- Не давали, но меня сманил парашютный клуб ДОСААФ г.Курган, где пообещали, что позволят летать при условии подготовки местных парашютистов. В 1986 году переехали в Курган. Я наизусть выучил таблицу офтальмологическую и получил допуск к полетам, так хотелось летать. ДОСААФ отлично оснащалось техникой, в том числе, авиа.
- На чем летали?
- На Ан-2, Як-18, Як-52, заграничных, советских вертолетах. Со временем возглавил Курганский клуб ДОСААФ, затем уехал в г.Ялуторовск, создали филиал, потом в Уват Тюменской области, где в 2001 году создал аэроклуб «Высота» от ДОСААФ, сейчас живу и работаю там.
- Уват – это город?
- Нет, село на реке Иртыш в Тюменской области.
- Почему уехали туда?
- Я прилетал в Уват на самолетике, увидел, что сохранилась взлетно-посадочная полоса из железных плит, заросшая травой, но целая, мы ее восстановили с разрешения местной власти, создали аэроклуб. Теперь наш действующий аэродром зарегистрирован во всех навигационных картах и справочниках, реестрах, называется «посадочная площадка» села Уват.
- Длина полосы?
- Раньше была 2,5 км, сейчас – 650 м, остальное полотно украли еще до моего приезда. Аэродром имеет и занимает важное место между Тюменью, Сургутом, Нижневартовском. Если что случится в небе, самолеты, вертолеты могут сесть у нас, заправиться.
- Какая авиатехника имеется в Вашем аэроклубе?
- Вертолеты Ми-2, самолеты Ан-2, есть двухмоторная летающая лодка-амфибия, изготовленная на заказ, функционирует парашютный клуб, известный на всю Сибирь, Россию.
- Авиатехнику покупали?
- Есть три вида авиации – военная, гражданская и любительская. ДОСААФ в свое время попало под военную авиацию при маршале авиации, трижды Герое Советского Союза А.Покрышкине. Один Ан-2 купили при помощи нефтяников. Но сейчас вся имеющаяся техника нуждается в ремонте. Ремонт Ан-2 стоит десять млн.рублей, вертолета Ми-2 – 20 млн.рублей. По заявкам авиалесоохраны летаем на своей амфибии.
- Не было ли желания прилететь в Агу на своем самолете?
- Было, и мог бы прилететь прямо в Читу или Агинское, но кое-что не «срослось», а так это реально и выполнимо. Тем более, в Агинском восстановили взлетную полосу и здание.
- Ваши впечатления от посещения Родины?
- Эмоции переполняют, душа успокоилась, Агинское – это теперь целый город, посетил родные места, но главное – это мои дорогие земляки, одноклассники, друзья, учителя, знакомые, знавшие отца, маму, нашу семью. Конечно, посетил парки, обнял деревья, тополя, ели, посаженные отцом, учениками Станции юннатов, жителями поселка.
- Спасибо за беседу.

Арсалан ДОБЧИНОВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.

 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES