Звезда бокса в моем доме
Очередную весну встречаю в моем стареньком доме. Он был и остается приютом и кровом друзей, многих известных людей, уютным, желанным углом.
И от чистого сердца я писал в моей поэме «Думы о доме»:
«Не обходят наш дом много лет стороной – музыкант и
спортсмен, и поэт, и певец, отдыхают, живут - каждый маг и творец…».
Разделявших еду или ароматный чай с молоком было не мало, но в моей памяти сохранились единицы. Среди которых – славный сын бурятского народа, великий боксер, серебряный призер Токийской Олимпиады, чемпион Европы, заслуженный мастер спорта СССР Великтон Баранников. Впервые о нем я прочитал в книге «Римские репортажи», написанной в 1962 году по итогам XVII летних Олимпийских игр в столице Италии.
Вот слова из рассказа самого Великтона Баранникова: «Во многих весах уже было известно, кто поедет в Рим. А в легком, первом среднем весе и полутяжелом не было. В легком весе было четыре кандидата – чемпион СССР Кокошкин (которому раньше проигрывал), Дергусов, Каримов и я. За неделю до отъезда команды в Рим мне с Кокошкиным, а Лагутину с Соболевым устроили спарринг (контрольный бой). Встречу я выиграл нокаутом. В тот же день объявили состав олимпийской команды…».
Соревнования в Риме проходили во дворце «Палаццо дела Себорт», который вмещает 17 тысяч зрителей. Герой моего рассказа одержал красивые победы в первых встречах с голландцем Виллемом Герлахтом и румыном Иосифом Михаликом, но в ¼ финала проиграл чемпиону Панамериканских игр, опытному тактику, аргентинцу итальянского происхождения Лаудинио со счетом 3:2. Проводись этот бой в любой другой стране, но не в Италии, исход поединка мог быть в пользу нашего боксера.
После относительно успешного выступления на Римской Олимпиаде Великтон Баранников для меня стал как Юрий Гагарин в космосе. Ведь выиграй еще один бой, он стал бы бронзовым призером XVII летних Олимпийских игр! С того момента я стал его поклонником и фанатом, старался не пропускать новости о соревнованиях с его участием, следил за прессой, особенно с упоением читал газету «Советский спорт».
После Римской Олимпиады начался новый четырехлетний цикл соревнований бурятского боксера: 1961 год – первое место в чемпионате ЦС ДСО «Буревестник» и спартакиаде ВЦСПС. Победа в розыгрыше зоны страны в Донецке, но проигрыш в финале чемпионата СССР Борису Никанорову, 1961 - победа в зоне страны в Тбилиси, но проигрыш в финале чемпионата СССР Геннадию Кокошкину.
1963 год – выигрыш чемпионата Москвы и зоны Союза, но неудача в финале отборочного соревнования к чемпионату Европы от Бориса Никанорова. Затем выступление в матчевой встрече «СССР – Болгария» в зачет командного Кубка Европы. Тогда В.Баранников в отличном стиле победил трехкратного чемпиона Болгарии Ивана Ангелова.
1964 год – финал розыгрыша командного Кубка Европы, матч «СССР – Польша». Он проводился в два круга: сначала - в Варшаве, а затем - в Москве. В польской столице в легком весе выступал Борис Никаноров и очень легко проиграл чемпиону Европы Юзефу Грузденю. В Москве тренерский совет заявляет на матч Велинктона Баранникова, против того же Ю.Грузденя. Здесь он «разбирается» с ним легко и уверенно, во втором раунде рефери открывает Грузденю счет, но в итоге нейтральные судьи выносят несправедливый вердикт – 3:6 в пользу польского боксера. Дворец спорта в Лужниках неистовствует и негодует в течение сорока минут, но «приговор» был окончательный…
В том же году В.Баранников выиграл первенство Вооруженных сил СССР. Чемпионат страны на этот раз специально проводился в Хабаровске, приближенному к условиям Токио, куда он надеется попасть. Но в первом же бою с Валерием Плотниковым следует рассечение брови, и полный расстройства наш земляк возвращается в Москву, где его догоняет телеграмма за подписью одного из тренеров сборной команды СССР Юрия Радоняка: «Приглашаетесь в сборную страны первым номером для участия в Токио».
В осенние, сентябрьские дни 1964 года я, ученик Догойской средней школы, с транзистором-радиоприемником за пазухой во время перемены слушал олимпийские новости из Токио. Особенно интересовало меня выступление моего кумира Великтона Баранникова.
Первый бой в токийском Каракуэн с чернокожим австралийцем Блакером. Решение арбитров единогласно: победил советский боксер. В таком же стиле, начисто переигран чилиец Сунига. И вот четвертьфинал. А ждал его не кто-нибудь, а чемпион Европы, венгр Янош Канди, лучший боксер Старого света. Во втором раунде В.Баранников провел стремительный, знаменитый удар левой, и Канди, волчком крутнувшись на ноге, обмяк всем телом и рухнул на пол. Тяжелейший нокаут! В этом бою Великтон получил перелом костей кисти. А назавтра - встреча с ирландцем Маккуртом. Бронзовая медаль в кармане. Но теперь до финала недалеко, хотя у него повреждена «главная» - левая рука. Два раунда, никому из соперников ощутимого перевеса не принесли. Но в третьем – преимущество советского боксера явно обрисовывалось. В один из моментов боя левая рука сработала автоматически. Победа вывела Баранникова в финал, но на сей раз ценой настоящего перелома запястья левой руки.
В финальном бою с Ю.Грузденем Великтон Баранников выглядел достойно. После встречи судейская коллегия долго совещалась. И, наконец, табло загорается, 3:2 в пользу польского боксера. У Баранникова и для сборной СССР – «серебро»!
В мае 1965 года состоялся очередной чемпионат Европы с участием Великтона Баранникова в берлинском «Спорт Хале», один за другим повержены чех Цоуфал, югослав Вужич, ирландец Маккурий. В финале он встретился с Олимпийским чемпионом Токио с Юзефом Грузденем, которого он дважды отправил в нокдаун и добился досрочной победы. Шестикратный вице-чемпион страны, серебряный призер Олимпийских игр Великтон Баранников тогда добился заветной мечты, стал чемпионом Европы. В 1968 году он оставил большой спорт, но не расстался с боксом. В.Баранников по примеру своих учителей Владимира Николаева и Ивана Богаева работал военным представителем на заводе им.Лихачева, в свободное время приобщал молодежь азам бокса. В 1974-1975 годах – старший тренер Московского военного округа. А в 1976-1981 гг. – старший тренер Группы советских войск в ГДР.
В 1973 году он дебютировал как рефери на чемпионате Советского Союза. Из интервью В.Баранникова корреспондентам газеты «Советский спорт» А.Коршунову, Л.Николаеву: «Судьи должны быть подготовлены так же, как боксеры: твердое знание своих задач, хорошая форма, ничего лишнего в стиле судейства.
- И как, Вы справились?
- Мог бы лучше. Нет, серьезных ошибок потом никто не отметил, но я оказался чересчур «разговорчивым…».
С тех пор Великтон Иннокентьевич отсудил десятки и сотни встреч на ринге и всегда оставался верен своим принципам. Судья международной категории АИБА и ЕАБА, лучший судья СССР 1987 года.
Любой человек, каким бы талантливым ни был, без помощи наставника не добьется успехов, тем более, в боксе. Таким человеком для Великтона Баранникова был Владимир Михайлович Николаев, тренер ДЮСШ при средней школе №1 г.Улан-Удэ, в 50-е годы – мастер спорта СССР, пятикратный чемпион Сибири и Дальнего Востока, призер чемпионата РСФСР.
Выдержка из его воспоминаний: «Великтон был маленького роста, казался чуть ли не третьеклассником, и поначалу я засомневался: брать ли его в бокс? Десятилетний мальчик так сверкнул глазами и тряхнул чубом, когда спросил о твердости его намерений, что я отметил: «Ого! Да, это характер! Такие нам нужны…».
Первый тренер не ошибся. К моменту поступления в МВТУ в г.Москва В.Баранников был готовым боксером во всех отношениях – физическом, техническом, психологическом. Требовалось только «огранить алмаз». А это помог сделать Иван Богаев, заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР. Он для него разработал особый план тренировок, разучивание и шлифовку защитных действий, отработку уклонов, нырков, быстроты и мягкости ног на ринге. Иван Степанович Богаев работал на кафедре физвоспитания МВТУ им.Баумана старшим тренером и воспитал многих бурятских боксеров и вывел их на большой ринг. Это учебное заведение окончили мастера спорта международного класса: чемпион СССР, четвертьфиналист Мюнхенской Олимпиады Борис Зориктуев, шестикратный вице-чемпион СССР, бронзовый призер чемпионата Европы Александр Дугаров. Кстати, он был у нас в Агинском. Тогда его, как старого знакомого по Москве, я пригласил в музей и провел встречу с нашим коллективом. Призер чемпионата СССР Игорь Хабалов также является воспитанником Богаева. Всем им дорогу в МВТУ открыл Великтон Баранников.
В конце 70-х годов во время проведения землячества на Красной площади в Москве мне довелось познакомиться с Великтоном Баранниковым, с этим для меня великим человеком. А на деле он оказался очень простым, доступным, культурным человеком. На фото мы видим стажера Миланского театра Ла Скала, ныне народного артиста России, профессора Восточно-Сибирской академии культуры и искусства Вячеслава Бальжинимаева, Великтона Баранникова (в центре) и автора этих строк (справа), Баясхалана Ринчино из Хойто-Аги (второй слева), тогда ветеринарный врач колхоза им.Ленина (Хойто-Ага) находился в Москве на курсах повышения квалификации.
На той же встрече мы познакомились с его тренером Иваном Степановичем Богаевым. С тех пор с Великтоном Иннокентьевичем мы наладили связи, время от времени созванивались. А иногда встречались.
С 2004 года в п.Агинское проводится Всероссийский турнир по боксу на призы депутата Государственной Думы, народного артиста СССР Иосифа Кобзона. Идею о проведении этого соревнования подал друг Баранникова - Батор Тумунов. Идею поддержал Глава Администрации Агинского Бурятского автономного округа Баир Баясхаланович Жамсуев. Оба они были неизменными гостями этого престижного турнира.
Большинство фактов из моего очерка родились и высказаны в моем доме. Удивительно! Казалось бы, для меня недосягаемый человек – в твоем доме запросто готовит обед или ужин, слушает стихи.
По воспоминаниям младшей сестры Ларисы Протасовой, народной артистки Республики Бурятия, кандидата искусствоведения, Великтон Баранников любил балет. Он не раз говорил, что у бокса и балета много общего. Не случайно его жены профессионально связаны с балетом и хореографией. Он часто подчеркивал: «Я дважды агинский зять!». В 2006 году ко мне неожиданно заехал Великтон Иннокентьевич, и я с удивлением спросил: «Какими судьбами?».
- Да, жена в Хара-Шибири готовит школьников к районному смотру художественной самодеятельности. Мне туда надо добраться, - ответил он.
Супруга Татьяна Базарова родом из Хара-Шибири, удочеренная близкими родственниками из Еравны. Преподавала хореографию в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств, заслуженный работник культуры России. В Хара-Шибири она остановилась у Цырен-Намдака Чимитова, знатного механизатора, кавалера орденов Октябрьской революции, «Знака Почета». Он был ей близким родственником. В Хара-Шибирской школе организовали встречу с учащимися. Довольные поездкой мы возвратились в Агинское.
В каждый приезд Великтон Иннокентьевич посещал Агинский дацан, заходил в православную церковь, ставил свечи. Я интересовался: «Почему свечи ставите?».
- У моей матери, Елены Глебовны, было смешено много кровей, я ставлю за нее, - сказал он.
Но сам знаменитый боксер себя считал истинным бурятом.
Последний раз в Агу на турнир И.Кобзона он приезжал осенью 2007 года. Среди почетных гостей был его вечный соперник и друг, шестрикратный чемпион СССР, серебряный призер чемпионата Европы Борис Никаноров. К нашему удивлению, радости, ветеран афганских событий Баир Найданов оказался учеником Никанорова, будучи студентом Московского индустриального техникума, он занимался боксом у знаменитого тренера и своему учителю подарил бурятский дэгэл. Дни очередного турнира пролетели быстро. Участники, гости, довольные приемом, разъехались. Баир Найданов, Бадма Аюшиев и я проводили Великтона Баранникова и Бориса Никанорова. При расставании Борис Константинович сказал: «До встречи, Виля! В будущем году на твое 70-летие обязательно приеду. С собой привезу перспективных молодых боксеров».
- Спасибо, Борис! Жду тебя, - ответил тогда Великтон Иннокентьевич.
- Достойно встретим Вас, - добавил Бадма Аюшиев. Бадма Великтону Баранникову приходится худа – сватом. Его дядя Батомунко Аюшиев из Узона женат на Елизавете Васильевне Баранниковой, младшей сестре отца Великтона Иннокентьевича. Она - доктор филологических наук, профессор, а муж Батомунко Дылгырович – кандидат экономических наук, доцент.
… К сожалению, не суждено было встретиться двум великим боксерам на агинской земле, а мне больше встретить в своем стареньком доме моего близкого друга, заслуженного работника физической культуры и спорта Российской Федерации, почетного гражданина Республики Бурятия, кавалера ордена Дружбы народов Великтона Баранникова.
По определению талантливого прозаика и драматурга, лауреата Государственной премии Бурятии Геннадия Башкуева, свой последний бой Великтон Баранников провел 29 ноября 2007 года. Он сумел разорвать дистанцию между личным благополучием и необходимостью молниеносно выскочить из теплого автомобиля и спасти человека. Концовку боя длиною в жизнь Баранников провел мощно, на одном дыхании, пробудив в себе реакцию молодости, долг офицера и мужчины, бойцовские качества члена сборной СССР!
Б.ГАРМАЖАПОВ,
п.Агинское.
Продолжение следует.