Зула
Страницу ведет Мажид ДОРЖИЕВА.
Зажгут тысячу лампад
С 17 по 19 декабря в Агинском дацане зажгут лампады в праздник «Зула хурал» - праздник тысячи лампад. Это один из главных праздников в буддизме. Его отмечают с 1420 года на 25 лунные сутки десятого лунного месяца, после ухода в Нирвану основателя тибетской школы Гелугпа Чже Цонкапы, на бурятском - Богдо Зонхава. Ученики Цонкапы начали зажигать лампады, чтобы осветить путь учителю. Считается, что масло в лампадке символизирует океан, а огонь освящает мир трех тысяч мирозданий, устраняет страдания и рассеивает мрак.
Школа Гелугпа, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны («Большая колесница»), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.
Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения – «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) – охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелугпа:
– реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии – Будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы);
– возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;
– учреждение праздника Монлам Ченмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы;
– строительство монастыря Гандан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы – мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сандуй, Демчог и Жигжед.
17 декабря с 10.00 и 15.00 часов ламы прочтут молебен священного канона «Ганджуур»
18 декабря – состоится чтение сутр «Габсумба», «Цэдуб», «Догжоддунлэгма». После молебна «Мандал Шива» объявляется короткий перерыв. Затем начинается молебен «Зула», где зажигают тысячу лампад, которые освещают путь буддиста, ведущий в нирвану, тысячекратно подавляя невежество. Тем самым, буддисты почитают своих коренных учителей, родителей, близких, всех тех, кто дорог в этой жизни, желая всем живым существам лучшей участи. Считается, что стержень зула образно являет собой человеческое тело, а масло, находящееся в лампаде, символизирует собой человеческие страдания. Сгорая, зула очищает наши негативные проявления, грехи, принося вместе с ним мир и спокойствие.
19 декабря с 10.00 часов пройдет завершающий молебен «Далга» для призывания удачи и благополучия, исполнения задуманных дел и благоденствия.
В эти дни стоит зажечь лампаду перед домашним алтарем и прочитать молитву «Мигзэм», которая посвящена Цонкапе:
Шидди бухэниие гаргажа шадагша Ошордара,
Сасуу зорилгогуй уршоохын ехэ hан Арьябаала,
Сайтар хирэгуй айладагшын эрхэтэ Манзушри,
Шумнасын аймагые улоонгуй дарагша Ошорбаани,
Сайн Саhатанай мэргэдэй оройн шэмэг богдо Зонхава,
Сумати Кирти Шриин ульмыдэ зальбарнаб!
Также эту молитву читают во время забоя скота, чтобы смягчить свою кармическую долю, отметили в дацане.
***********************************
Сила мантр в четках
Сила священных мантр безгранична. Во все времена верующие обращаются к ним в надежде защититься от всего дурного, восстановить здоровье, постичь глубинный смысл мироздания, погрузившись в самого себя. Основным инструментом для правильного и духовного чтения мантр служат чётки – мала.
Мы произносим мантры на трёх уровнях – тела, речи и ума, есть и три способа работы с мантрами на этих уровнях. На уровне речи – это произнесение вслух или шёпотом, на уровне ума – визуализация, на уровне тела – перебираем чётки. Чётки отвечают за правильное функционирование энергии мантры на уровне тела, поэтому они очень важны. Так как сила мантр сохраняется в чётках, для разных мантр используются разные чётки (эрхи).
Обычно на буддийских четках 108 бусин. Это число в буддизме связанно с привязанностью и страданиями, ведь именно 108, то число, которое означает количество человеческих омрачений. Также существуют чётки с 18 бусинами как символ 18 архатов Будды, чётки с 21 бусиной как поклонение 21 таре, в буддийских текстах даже есть мантра 21 таре. 32 бусины означают достоинства Будды Шакьямуни.
Чем больше мы начитываем мантр, тем лучше делаем себя, тренируя практику сострадания и безмерной любви ко всем живым существам и делаем лучше мир. На последней бусине у чёток есть хвост, он бывает разных цветов, что означает принадлежность владельца к той или иной буддийской традиции, или же степень его посвящения.
В чётках обязательно должно быть две головы, одна из которых должна быть чуть больше другой, через которые при начитке нельзя переходить. Дойдя до головы чёток, нужно потереть их в ладонях, подуть и приложить к своей голове или груди, как бы благословляя себя. Затем развернуть чётки в обратном направлении и продолжить начитывание.
Как хранить четки?
Можно хранить на алтаре, можно сшить для них маленькие мешочки, однако лучше их всегда носить с собой: на кисти руки, шее, в сумке и т. д. Не следует класть их на стул, пол, в грязное место. Нельзя швырять их, брать грязными руками или еще как-нибудь неуважительно относиться. Нежелательно даже трогать их пос-
ле прикосновения к чему-нибудь нечистому. Поэтому, прежде чем взять чётки, следует помыть руки и ополоснуть рот. Желательно не менять их, потому что начитанные на них мантры создают хорошую энергетическую силу, способную помогать вам в различных ситуациях. Особенно, если они стали темно-коричневого цвета. Такие чётки действительно обладают огромной силой. Часть мантровой вибрации всегда остаётся в чётках, и она будет благословлять близлежащее пространство.
Цвет нити не имеет большого значения, но если есть возможность, лучше взять красную, бордовую. Лучшим вариантом являются три, пять или девять нитей. После смерти хозяина чётки можно наследовать детям, родственникам или другим близким людям, предварительно освятив их у ламы. Есть специальная мантра, которая увеличивает заслуги прочтения мантр на чётках в несколько раз. Её можно прочитать перед началом рецитации мантр. Звучит она так: «Ум басу мадии шрие суха». Нужно прочесть её семь или более раз и подуть на чётки.
Мантры по своей цели бывают духовными и лечебными. Духовные мантры, в свою очередь, бывают мирными и гневными, что чаще всего зависит от принадлежности гневным или мирным божествам. А лечебные делятся на укрощенные и дикие. Для мирных мантр бусины чёток должны иметь светлый цвет и начитываются в левой руке. Гневные начитывают в правой руке. Вообще, все имеет значение: в какой руке, на каком уровне рука, цвет, количество бусин, поза читающего, время и т.д. Форма, цвет, количество бусин имеют вторичное значение. Суть чёток заключена в ведении счета, а символизм в непрерывности памятования благой мотивации, правильного воззрения и полезных поступков.
Из чего делают четки?
Их изготавливают из различных пород деревьев, камней, металлов, костей, глины, даже стекла и пластика. Для начитки мантр с умиротворяющей активностью-мотивацией подходят чётки из раковин, глины, семян большинства деревьев, дерева бодхи и должны иметь светлый цвет: белый, серый или желтый. Для умножающей активности хороши чётки из золота, косточек абрикоса, а также из камня красного цвета. Для подчиняющей - будут весьма эффективны чётки из коралла, меди, красного сандала, лекарственных растений и состоять из темных цветов. Для уничтожающей - лучшими будут чётки из железа, яшмы, кости коричневых, черных цветов. Чётки из семян Боди-ца, слоновой кости и составные из разных материалов подходят для начитывания любых мантр. Кстати, чем больше начитано мантр на чётках, тем темнее они становятся. Значит, в них больше энергии. Большинство общеизвестных мантр являются головными и, как правило, могут помочь в любых ситуациях. Для этого есть в буддизме четыре вида активности: умиротворение, умножение, подчинение и уничтожение. При начитке мантр ум успокоится, расширится, появится контроль над эмоциями.
Например, чётки из Боди-ца после некоторого времени использования желтеют. И это говорит, что хозяин чёток может успешно применить на этих чётках начитку для умиротворяющей активности. Далее они краснеют, что говорит о готовности применить умножающую активность. Затем они становятся темно-красными, что говорит о готовности к начитке подчиняющей активности. И, наконец, становятся коричневыми, что говорит о возможности применения уничтожающей способности сознания.
Перебираем правильно
Мантры для первой активности начитывают в левой руке и руку держат на уровне сердца. Бусины должны проходить между большим и указательным пальцами, т.е. бусина лежит на указательном пальце, а большим перебирается круговым движением по часовой, на себя. Хотя есть несколько мантр, которые нужно начитывать против часовой и от себя. Для умножающей - начитываются обеими руками, на уровне живота (пупка). Перебираются между большим и средним пальцами. Подчиняющей - лучше начитывать на уровне низа живота, в правой руке, между большим и безымянным пальцами. Уничтожающие - начитывают только в правой руке, на уровне колена, между большим пальцем и мизинцем должна находиться бусина. Если начитывать с мотивацией всех четырех активностей, тогда бусина перебирается на всех четырёх пальцах. Считается, что железо удваивает скорость реализаций, медь увеличивает в четыре раза, жемчуг и серебро умножают в 100 раз, рубиновые - в один миллиард раз, рудракша – в 20 миллионов раз, а Боди-ца умножает бесконечно.
Как выбрать четки?
При покупке новых чёток нужно посмотреть, насколько крепка нить, на которую нанизаны бусины. Если нить не прочна, можно самому снять бусины с нити и заменить её шёлковой или какой-нибудь другой, более прочной. В Буддизме большую роль играет можжевельник, считается, что он отпугивает злых духов. Поэтому в дацанах вы можете встретить можжевеловые благовония, также можжевельник служит материалом для колотушки ритуального барабана или шаманских бубнов, чётки из можжевельника очень распространены. Мала из дерева бодхи и драгоценных металлов помогает обрести ясный ум. Чётки из хрусталя и сандала используются для лечения разного рода болезней и медитаций.
Как освятить (благословить) чётки?
В благоприятный день с астрологическими показателями на белую подстилку из хлопка, шёлка или войлока бросить небольшую горсть пяти видов зерна. Сверху, на подстилку положить чётки, зажечь благовония, брызнуть на чётки водой с шафраном, так совершить очищение. Затем вокруг подстилки аккуратно расставить чашечки с различными чистыми подношениями. Далее созерцаем чётки, как 108 Свастикасаттв и Коренного Учителя в образе Шенлха Одкар, из которых во всех направлениях распространяются тысячи лучей света. Лучи света достигают обителей Просветлённых, возвращаются обратно с силой благословения Просветлённых и погружаются обратно в чётки.