Зоригто Дондоков: «Кадры решают все»
На прошедшей в июне Сибирско-Дальневосточной выставке племенных овец и коз агрокооператив «Цокто-Хангил» завоевал золотую, серебряную, две бронзовые медали и занял общее третье место. Мы попросили председателя Зоригто Дамдиновича Дондокова (на снимке) рассказать о состоянии дел в хозяйстве.
- Мы представили на выставке шерстно-мясных овец забайкальской тонкорунной породы. Считаю, что результат, которого добились на выставке, неплохой. Нам вручили дипломы, сертификаты от магазина «Ротор» на приобретение запасных частей к сенокосной технике. Денежная премия в десять тысяч рублей досталась одному из наших специалистов. Я считаю, что выставка прошла на хорошем уровне – организаторы постарались, спасибо им.
- Каким поголовьем животных располагает ваше хозяйство?
- У нас сейчас содержатся более 12 тысяч овец, 400 голов крупного рогатого скота, около двухсот лошадей. Поголовье большое и, соответственно, требуется много кормов. Но, несмотря на разные трудности, из года в год обеспечиваем наши стоянки кормами в достатке. И нынче, думаю, справимся с планами по заготовке кормов – сена и зеленки. Овцы размещены на 16 стоянках, а крупный рогатый скот – на четырех. В этом году посеяли зерновые, в том числе на зеленку, на площади 700 гектаров.
- Известно, что агрокооперативы внедряют разные формы хозяйствования. А как обстоят дела у вас?
- Мы работаем по договорам совместной деятельности. Животноводы сами заготавливают сено и 50 процентов приплода получают в свою собственность. В последние три года обновляются чабанские бригады: приходят новые семьи. Это, конечно, хорошо. Но и тут не без проблем. Взять чабана Бадму Базарова. У него шес-
теро детей и, на мой взгляд, семье приходится сложно платить за интернат по шесть тысяч руб-лей в месяц. А ведь можно было бы для семей животноводов, у которых трое и более детей, уменьшить наполовину оплату за проживание в интернате. Мне кажется, что местные власти должны решить этот вопрос. Иначе не удержим людей на стоянках.
- Одна из статей дохода агрокооператива – продажа шерсти.
- Со стрижкой овец, несмотря на то, что у нас большое их поголовье, мы справились за короткое время. Настригли 22 тонны шерсти. Добавили к ним еще восемь тонн шерсти, которую закупили у наших животноводов. И весь объем сдали по 165 рублей за килограмм нашему давнему партнеру. Мы с ним сотрудничаем девять лет. Он нас выручает в трудные времена. Приходится иногда просить денег на один-два бензовоза солярки.
- Из-за запрета на вывоз мяса за пределы региона страдают все хозяйства. Как выходите из положения?
- Да, это серьезная проблема. В прошлом году не смогли сдать старых овец на мясокомбинат. Оставили на зиму, и в итоге многие из них пали. Можно было вывезти баранину в Якутию. Но из-за карантина не выдают документы на ее вывоз. Агинский мясокомбинат уже который год не работает, а Могойтуйский не принимает баранину. Вот так обстоят дела. Думал, поправятся, но уже девять лет руковожу хозяйством и вижу, что ничего не меняется.
Надеемся на программу развития овцеводства, которая сейчас разрабатывается. Хотелось бы, чтобы в нее были заложены средства на обустройство животноводческих стоянок – ремонт кошар, жилых домов, электролиний и т.д. Если соз-
дать нормальные условия на стоянке, чабаны будут работать. Часто выходят из строя электролинии, и скот остается ненапоенным, а это пагубно сказывается на здоровье животных. А ведь чабаны исправно платят деньги за электроэнергию. Энергетики не спешат устранять неисправности на стоянках. По нескольку дней ждем ремонтные бригады.
- Зоригто Дамдинович, как говорят, «кадры решают все»…
- Все животноводы хорошо работают, но особо хочу отметить Батожаба Батоева, Эрдэма Тагарова и Дугара Бимбаева. Это молодые чабаны, которые набираются опыта. Я бы не сказал, что в Цокто-Хангиле проблема с кадрами чабанов. Только нужно создать им условия для работы и жизни на стоянке.
Кадры решают все, но для этого надо заботиться о них.
Баир ЦЫДЕНОВ.