Главная » 2022 » Ноябрь » 24 » Знаем ли мы родной бурятский язык (по результатам социологического исследования)

Знаем ли мы родной бурятский язык (по результатам социологического исследования)

24.11.2022 в 11:15 просмотров: 395 комментариев: 0 Образование

В октябре 2022 года в рамках мероприятий традиционного фестиваля бурятского языка  Агинским институтом повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края проведено анкетирование по изучению состояния, а также сохранения и перспектив развития бурятского языка в Агинском Бурятском округе, где респондентами стали 3845 взрослых и 2306 детей школьного возраста. 
В анкетировании родителей дошкольников приняли участие 1429 человек, из них 1346 матерей, отцов – 83, высшее и среднее профессиональное образование имеют 1092 человека, общее образование – 335 человек. 

Положительным моментом является ответ родителей «Я считаю обязательным обучение бурятскому языку и поддерживаю дальнейшее внедрение бурятского языка в детских садах», которые выбрали данный ответ – 847 человек, 641 родитель дома закрепляет знания, полученные знания в дошкольном учреждении. В то же время более трети респондентов (490 человек) считают, что обучение должно вестись для тех детей, чьи родители желают обучить своих детей бурятскому языку. Больше половины родителей не закрепляют в домашних условиях полученные на занятиях знания по бурятскому языку – 788 родителей. Из 1088 родителей, говорящих на бурятском языке, общаются с детьми преимущественно на бурятском языке 140 человек, не говорит на русском языке 341 родитель, при этом общаются с детьми на русском языке треть родителей (470 человек), на двух языках общаются 816 человек. Наряду с этим 140 родителей, которые могут говорить на бурятском, общаются с детьми на русском.
По оценкам родителей, только 79 детей отлично понимают и говорят на бурятском. Понимают и не всегда могут изъясняться на родном языке 365 детей, иногда используют бурятские слова 460, не владеют бурятским языком 525.


Анкетирование родителей школьников

В анкетировании родителей школьников участвовали 2416 человек (155 мужчин, 2261 женщина).
Краткий портрет респондентов показывает, что в опросе приняли участие 2261 женщина и 155 мужчин. Половина респондентов имеет высшее образование и четверть – начальное и среднее профессиональное образование.
Большинство родителей (89,2 проц.), принявших участие в исследовании, считает, что язык является признаком национальной принадлежности, 79,6 проц. – о невозможности развития национальной культуры бурят без изучения языка, 83,2 проц. выделяют огромную роль семьи в овладении родным языком.
В то же время на вопрос «Читаете ли вы с детьми газету «Толон» и детские книги на бурятском языке?» отрицательно ответили 63,8 проц. родителей, отметили «редко» –31,2 проц.
Вызывает серьезную озабоченность отношение родителей к обучению детей бурятскому языку: отрицательное – 82 человека (3,4 проц.), безразличное, нейтральное – 524 человека, (21,6 проц.), вызвало затруднение у 486 родителей. 

Анкетирование школьников 5-8 классов и начальных классов

В анкетировании школьников участвовали 1361 учащийся 5-8 классов (635 мальчиков, 726 девочек) и 954 –  начальных классов (469 мальчиков, 485 девочек).
Как положительные результаты анкетирования можно считать, что 581 респондент знает бурятский язык с детства, большая часть участников (894 школьника) изучают бурятский язык в школе, при этом 397 ответили, что помогают родители, 243 школьника – бабушки, дедушки.
О причинах изучения бурятского языка школьники отзываются положительно: «считаю родным» – 899 (66,1 проц.), «мне нравится» – 315 (23,1 проц.). Как внешний мотив можно считать ответ: «заставляют родители» – 78 человек, «проводятся уроки бурятского языка» – 611 (44,9 проц.). 
Перспективы развития бурятского языка в школе могут быть связаны с тем, что 743 школьника (54,6 проц.) хотели бы изучать его дополнительно. Учителям, классным руководителям следует обратить внимание на то, что 284 школьника безразлично относятся к дополнительному изучению бурятского языка.
По собственной оценке школьников уровень владения бурятским языком подразделяется следующим образом:
1) не понимаю, не говорю – 209 человек (15,4 проц.);
2) понимаю, но не говорю – 255 человек (18,7 проц.);
3) понимаю, говорю слова и выражения бытового уровня – 609 школьников (44,7 проц.);
4) понимаю, говорю, читаю, пишу – 288 человек (21,2 проц.).

Агинский институт повышения квалификации

работников социальной сферы Забайкальского края.


 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES