Жизнь, отданная за Родину
Гынин-Ханда Цыренов родился в 1920 году в селе Будалан. Когда наступило время призывного возраста, была возможность служить в Монголии рядом со старшим братом – Раднагуро Цыреновым. Но Гынин-Ханда отказался: «Я мужчина, за себя могу постоять. Хочу посмотреть на новые места, и со своими друзьями буду служить в другом месте…». И осенью 1939 года его призвали в ряды Красной армии. Два года он служил на востоке страны в танковом батальоне на станции Гродеково Уссурийской области Приморского края.
Из воспоминаний сестер: «С детства он был смышленым, сообразительным, смелым. Был высокого роста, крепкого телосложения, быстрый, красивый. Учился в школе хорошо».
Из письма, которое написал восьмого ноября 1940 года: «Привыкаю к своему житью, учусь хорошо. Службу начал в 376-м танковом батальоне».
11 марта 1941 года написал: «Служба идет хорошо, стал членом избирательной комиссии. Получил благодарность от командования и подарок».
В это время мама, Ёбхонова Лыгжима, получила от командования благодарственное письмо. Последнее письмо с востока было датировано началом апреля 1941 года.
Следующее письмо от 26 апреля 1941 года из города Гродно в Западной Белоруссии. Город находится в восьми километрах от границы с Польшей. Обстановка стала напряженной, эшелон за эшелоном войска продвигались с востока к западной границе. Эшелон, в котором ехал Гынин-Ханда, шел около 20 суток.
В очередном письме написал, что он был удивлен и восхищен тем, что наша страна такая огромная. По пути были в столице нашей Родины - в городе Москва. За сутки немного успели посмотреть город.
Далее в письме: «Гродно - маленький город, на улицах чисто. Вещи недорогие и в изобилии, часто показывают кино, концерты. Здесь можно нормально жить, но только очень влажный климат. Стал сержантом, назначили писарем и старшиной двух продовольственных складов, в подчинении - пять кладовщиков… Все это принял без особого желания».
Последнее письмо написано восьмого июня 1941 года. До начала войны оставалось всего 14 дней. Немецкие войска приблизились к реке Буг на расстоянии 300 метров.
Он писал, что семеро бурят-земляков из Гунэя, Токчина (Ганжуров), Ортуя служат рядом в соседнем подразделении, в мыслях одно – успешно пройти службу и вернуться на родину.
В этом же письме было приписано на латыни: «Может, придется воевать с западными соседями. Надеюсь, что этого не произойдет».
С тех пор прошло 74 года. Если он был жив, то ему бы было сто лет, дети бы выросли, выросли бы внуки и правнуки…
Много раз обращались с запросами в военкомат, но до сих пор получаем ответ: «Пропал без вести». Видимо, погиб в первые часы войны, поскольку его батальон находился на границе с Польшей на берегу реки Неман близ города Гродно в Западной Белоруссии. Оттуда началась Великая Отечественная война.
Четыре года назад нашли и встретились с сослуживцем дяди Иваном Николаевичем Медведевым, который жил в поселке Новоорловск. Он прошел через бои, ранения, плен и штрафбат и живой вернулся домой. Он узнал по фотографии Гынин-Ханду Цыренова и подтвердил гибель всего батальона в первые часы войны.
Мы все помним нашего дядю и чтим его память.
Б.Раднагуруева,
п.Агинское.