Живописец из Аги
Агинскому Бурятскому округу в 2017 году исполнилось 80 лет. Это сподвигло нас углубиться в историю и узнать больше о художественно-культурной жизни агинской земли. Будущего нет без настоящего, настоящего нет без прошлого, поэтому так важно возвращаться к своим корням и постигать весь опыт предыдущих поколений.
Вначале мы обратились в краевую библиотеку и узнали много интересного о живописцах Аги. Одним их них является Осор Будаев.
Он родился в 1887 в местности Судунтуй Читинского уезда Забайкальской области. В одиннадцать лет стал послушником Агинского дацана. В 1904 году 18-летний Осор, услышав о пребывании в Урге Далай-ламы ХII Тубден-Чжанмцо, ушел пешком без гроша в кармане в Ургу учиться искусству, в надежде встретить в свите Далай-ламы знаменитых тибетских иконописцев. В Урге при Далай-ламе находился Агван-Лобсан Доржиев. Он устроил молодого монаха в одну из лучших в Монголии мастерских к китайскому мастеру учиться живописи, искусству гравюры и культовой пластики. Через несколько лет Осор вернулся в Бурятию и стал признанным зурхайчином - монахом-психологом.
В 1915 году Будаев был призван в армию и отправлен под Минск. Вскоре его освободили от физического труда – он писал портреты военачальников.
Домой он сразу вернулся после окончания войны. До 1930 года служил в Агинском дацане. В 1927 году Будаев принял участие в первой художественной выставке в Верхнеудинске. В экспозиции выставки особое место заняла икона Осора Будаева «Сансарын Хурдэ». Композиция «Сансарын Хурдэ» выходила за рамки канонов традиционного искусства. В сектор мира людей художник, помимо привычных буддийских стран – Индии, Китая, Тибета, Монголии, ввел Россию, образ которой символизирует деревянная изба с сидящей на ее пороге русской женщиной с ребенком на руках, фабричная труба с красным флагом и паровоз.
В читинском историко-краеведческом музее с октября 1928 года хранятся 44 карандашных рисунка Осора Будаева на тему быта бурятских кочевников. Будаев принадлежал к высшему буддийскому духовенству, был крупным буддийским ученым, имевшим высокое звание габжа-ламы. Он выехал в Ленинград в 1930 годы по вызову Агвана Доржиева, работал художников в Музее истории религии, где вместе с учеными Индо-тибетского кабинета Института востоковедения АН СССР создал экспозицию отдела «Буддизм-ламаизм». В течение 1933 года он работал с востоковедами А.И.Востриковым и В.А.Казакевичем. В 1937 году Будаев был схвачен в момент массовых арестов. Дело по обвинения Будаева было пересмотрено 14 декабря 1959 года и за отсутствием состава преступления прекращено в связи с посмертной реабилитацией.
А.Ринчинцынгеева,
Р.Тумурова,
студенты второго курса
Агинского педколледжа.