Жигзымцырен Шойдокова: «Современная сельская школа - учебное заведение для разностороннего развития детей»
Каждый раз, приезжая в сёла по рабочим делам, всегда вольно или невольно направляюсь в школы. Интересно, в каких условиях учатся дети, заглядываю на уроки, не только истории, встречаюсь с педагогами. Как правило, здание школы занимает центральное место, его видно издалека, ещё подъезжая к селу, что в общем-то правильно. Если школа существует и функционирует, то живёт и село.
В Кункуре мы бывали не раз, но тогда заскочить хотя бы на пять минут в местную школу не получалось. В этот раз ехали целенаправленно: обязательно посетим учебное заведение и при возможности урок, познавательно узнать, чем живут и «дышат» бывшие коллеги, какие методики и педагогические приёмы применяют на своих занятиях.
Подходя к Кункурской школе имени Героя Социалистического Труда Д.Ц.Пурбуева, заметил оживление – в ряд выстраивались школяры. Чуть позже завуч сказала, что это учебная пожарная тревога.
Начал осматривать здание, оно типовое, таких по округу штук пять-шесть, наследие славного колхозного прошлого, когда хозяйства были гигантами и кормили регион (кстати, в Кункуре коллективное хозяйство сохранили, одном из немногих по Агинскому округу). На втором этаже лицом к лицу встретился с директором школы Ж.Б.Шойдоковой (на снимке). Сегодня она стала героем рубрики «Гостиная «АП».
- Жигзымцырен Бадмажаповна, расскажите о себе, где родились, выросли, учились.
- Родом я из села Будулан, там моя малая родина, где я родилась, выросла, постигала азы начального и среднего образования, получила основы труда, в том числе, сельскохозяйственного, поэтому меня, как и многих, можно смело называть человеком родной земли, которая помогает жить, трудиться.
После окончания девятого класса встал вопрос: что дальше? Дилемма разрешилась довольно быстро. Несмотря на смутные годы, настигшие страну, выбрала профессию учителя и ни разу об этом не пожалела. Поступила в Агинское педагогическое училище, обрела новых друзей. Выбрала специальность «Методика начального образования». После АПУ начала свою трудовую деятельность в родном селе в музыкальной школе педагогом и по совместительству учителем музыки. В 1995 году вышла замуж, и в 2003 году переехали жить в Кункур, тогда директором Кункурской школы была Долгоржаб Болотовна Батожаргалова. Она меня взяла учителем начальных классов. И сразу поняла, что высшее образование лучше получить в молодые годы, поэтому проучилась в ЗабГУ. В 2007 году меня назначили заместителем по воспитательной работе, а через десять лет - директором.
- Тяжела ноша директора?
- Работа в должности директора - дело ответственное, нередко хлопотное, связанное с большим объёмом документооборота, хозяйственной деятельностью, заботой и беспокойством за детей, выезжающих на соревнования, олимпиады, НПК, ОГЭ и ЕГЭ. Чувствую себя мамой большой семьи – школы. Школа как живой организм, она растёт, меняются ее запросы, и это важно учитывать. Если вчера материально-техническая база соответствовала времени, то сегодня уже нет, и нам важно вовремя не только подстраиваться под временные изменения и требования, но в какой-то степени предугадывать их. Чтобы познать себя в роли директора, наверное, лучше всего убедиться в этом на собственном опыте, ведь руководство - это не вопрос престижа и статуса, а ответственности за себя, своих подопечных, коллег. Это многогранная деятельность и работа. Большую поддержку в самом начале своей работы в должности директора школы я получила от Соёлмы Балдандугаровны Мункуевой, на тот момент председателя комитета образования администрации МР «Агинский район», от своих старших коллег. Большое им спасибо!
- Коллектив на начало года укомплектован? Численность педсостава? Сколько всего учащихся в школе?
- Штат педагогических работников в нашей школе полностью укомплектован, трудится 21 педагог, среди которых почётные работники образования, учителя высшей категории, всего в школе обучается 141 ребенок. Есть и молодые специалисты, что немаловажно – «свежая кровь» всегда на пользу. Развит институт наставничества, в начале педагогического пути молодому преподавателю оказывается поддержка со стороны администрации, старших коллег с солидным педагогическим стажем, руководители методических объединений помогают в работе с документацией, отработке методов учебной и воспитательной работы с учётом современных требований. На прошлой неделе в рамках недели естественно-математических наук проведены интегрированные уроки, мероприятия. Например, на интегрированном уроке географии и математики изучали часовые пояса и решали математические задачи по данной теме. На уроке физики и математики решали задания ОГЭ, где показали взаимосвязь двух предметов. Таким образом, учителя повышают мотивацию к обучению, от которого зависит эффективность учебного процесса.
- Сельская школа, на мой взгляд, всегда проигрывает в качестве, количестве школам посёлков и города. Какая сейчас школа на селе, она как питательная база для других крупных средних учебных заведений или самодостаточная организация на селе с полным спектром компетенций?
- Конечно, обстоятельства и время диктуют свои условия, в том числе, и сельским школам. По определённым параметрам мы проигрываем большим школам, но назвать нас в какой-то степени ущербными нельзя. У нас выстроена чёткая система учебного и воспитательного процессов, взаимодействуем с учреждениями дополнительного образования – ДШИ, ДЮСШ, работают кружки в школе, модельная библиотека в Доме культуры, которые оказывают большое влияние на развитие и воспитание наших детей. Взаимодействуем с выпускниками разных лет, благодаря которым у нас пополняется материально-техническая база, несмотря на то, что здание школы устаревшее и нуждается в реконструкции. Нами собран полный пакет документов по программе капитального ремонта школ «Модернизация школьных систем образования» в рамках государственной программы «Развитие образования». Надеемся, что в ближайшем будущем и в нашей школе будет проведен капитальный ремонт.
Наши дети - активные участники всех проводимых соревнований по волейболу, легкой атлетике, вольной борьбе. Кстати, в последние годы легкоатлеты нашей школы становились победителями и призёрами престижной легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Агинская правда», проводимой вами. Наши волейболисты под руководством молодого тренера Буянто Цыреновича Бадараева неоднократно побеждают и становятся призерами соревнований различных уровней.
Наши обучающиеся ежегодно участвуют в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах и становятся призерами и победителями. В прошлом учебном году ученик нашей школы Аян Амагаланов стал победителем регионального этапа НПК «Шаг в будущее» и на Международном форуме молодых исследователей, который проводился в г.Москва, за формирование интереса к истории края через математику был награжден специальным дипломом РТУ МИРЭА (рук.Цындыма Дармаевна Амагаланова). Победителем регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по физической культуре стал Доржо Бальжинимаев, воспитанник Анны Цыдыповны Насакдоржиевой.
У нас действует и пользуется популярностью кружок «Робототехника». Дети осваивают базовые понятия программирования, механики и инженерии, учатся совместной работе и собирают роботов. Несмотря на то, что значительная часть учебной программы выходит за рамки того, что преподают в школе, детям занятия нравятся, посещают с охотой и с интересом познают новое. Из последних успехов: наши юные робототехники заняли первое место на межмуниципальном турнире в технопарке Судунтуйской СОШ.
Дети познают и проявляют себя в творчестве: ярмарках школьных кабинетов и мастерских домоведения, смотрах художественной самодеятельности. Налажена патриотическая работа. Современная сельская школа – учебное заведение, направленное на разностороннее развитие детей, и в этом плане мы ничуть не уступаем школам посёлка или города. У нас замечательные дети, важно лишь настроить их, определить их таланты и грамотно направить в нужное русло.
- Спасибо за беседу!
Зорикто ОЛЗОЕВ.
Фото Саяна ДАШИЕВА.