Жанна Дамдинова: «Я живу и дышу сценой»
Юбилейные вечера «Табисуурта наһанайм табилан» («Судьбы моей предназначение») Жанны Дамдиновой (на снимке), артистки театра «Амар сайн», главного балетмейстера, в честь 20-летия творческой деятельности состоятся с 22 по 29 апреля в Агинском округе.
В канун этих мероприятий газета «Агинская правда» пригласила заслуженную артистку Забайкальского края Жанну Бабасановну Дамдинову на откровенный разговор в рамках нашей постоянной рубрики «Гостиная «АП».
- Расскажите о себе, пожалуйста, Жанна Бабасановна.
- Я родом из села Иволга Республики Бурятия. Вышла замуж за кункурского парня, так что я - агинская бэри (невестка). Мои творческие истоки заложены, наверное, еще с детства, потому что очень много родственников по отцовской линии - творческие люди. Мой дядя был заслуженным работником культуры Бурятии. Папа был любителем танцев, во время студенчества танцевал в ансамбле «Байкальские волны». И, наверное, оттуда идет моя артистическая натура. В начальных классах к нам в Иволгу приехала молодая девушка на практику, и мы начали разучивать народные танцы практически всех союзных республик на то время – украинские, грузинские и бурятские, конечно же. В шестом классе записалась в ансамбль «Ганга» при Доме культуры Иволгинского района под руководством Виктории Ранжуровой, в нем я танцевала до окончания школы. Мы исполняли индийские, китайские, персидские танцы, а также современные постановки. Наш ансамбль очень славился в нашем районе, и мы ездили с концертами по селам. После окончания школы, не раздумывая, пошла учиться хореографии. В 1991 году училище культуры и искусства в Улан-Удэ набирало ребят в первую экспериментальную группу исполнителей в ансамбль «Байкал», куда попала и я, проучилась там четыре года. Расскажу смешной случай. Был вступительный экзамен – нас рассматривала приемная комиссия. А я была невысокого роста, станцевала китайский танец. На обсуждении похвалили мою технику, но ростом я не вышла, сообщили мне. В ответ я дерзко ответила: «Моя мама овощевод, и я все лето буду есть морковку и буду висеть на турнике». Вся комиссия засмеялась, и меня взяли за мою инициативность.
И до сих пор у меня правило-девиз, которое помогает мне в жизни «Хочу, могу, сделаю». Между культпросветучилищем и ансамблем был договор, по которому студенты после получения диплома должны были работать в «Байкале». Но в тяжелые 90-е и «благодаря» перестройке договор не выполнили, и в ансамбль мы не попали. В это время при Бурятской филармонии создали коллектив «Селенга», вот там мы с однокурсницами и работали.
- Как Вы оказались в агинских степях?
- Во время студенчества мы с подругами приехали в гости к своей одногруппнице в с.Кункур Агинского района. На дискотеке в клубе познакомилась, как оказалось, со своим будущим мужем. Так я вышла замуж, родила дочь Инессу. После окончания училища мы переехали с семьей на Родину мужа - в село Кункур. Я преподавала хореографию в школе. Три года я работала с детьми, за это время мы неоднократно становились призерами, дипломантами и лауреатами различных конкурсов, ездили с концертами в соседние районы и Читу. В 1999 году стали победителями окружного детского смотра художественной самодеятельности. Параллельно я поступила на третий курс заочного отделения ВСГАКИ. Мы с семьей переехали в Улан-Удэ, где меня пригласили в ансамбль «Байкал». Около трех лет я танцевала там, очередной сезон должна была открывать в статусе солистки. Но по семейным обстоятельствам пришлось снова вернуться в Агинский округ. На этот раз в п.Агинское.
- И так у Вас начался творческий путь в театре «Амар сайн»?
- Да, в Агинском мы стали жить с 2002 года, тогда же я устроилась в «Амар сайн», буквально через несколько месяцев у нас прошла аттестация внутри коллектива, по итогам которой меня назначили главным балетмейстером. Осенью 2003 года мы съездили на фестиваль в Бельгию, где показали себя очень и очень хорошо. Вообще, надо отметить, в Европе всегда тепло принимают любые национальные коллективы. Через два года наш ансамбль получил статус театра, а еще через два - национального театра. Теперь мы должны были не только показывать танцевальные номера, но и расширить свой репертуар за счет национальных театральных постановок, фольклорных выступлений и многого другого.
- Что для Вас танец?
- Искусство требует культуру. И оно проявляется в мелочах. Когда преподавала детям в Кункуре, я заставляла их носить вплоть до одинакового белья на сцене, о челке и растрепанных волосах речь вообще не шла. Одного цвета «невидимки», даже сережки должны быть одинаковые. Было просто работать с детьми тогда. Они были более послушными, что ли. Этика воспитания была совсем другая. Мнение учителя всегда в авторитете. Девушка должна быть подтянутой, я им говорила. И это дает стержень в характере. Культура сцены – она и в жизни культура. Можно сказать, это моя миссия – учить культуре. Сегодняшняя молодежь совсем другая. Но есть положительная черта у них – они более раскрепощенные, творческие и, наверное, даже более целеустремленные. Я вижу, как молодежь живо интересуется своей культурой – им интересна национальная одежда, своя самоидентичность.
- Расскажите о своей семье.
- Мой муж Дугаржаб далек от искусства, он занимается грузоперевозками. Есть дочь и два сына. Я помню, как свекор очень гордился мной и говорил: «Минии бэри нэрыемнай суурхуулха» (невестка прославит нашу фамилию). Он пришел однажды на концерт с моим участием и всем вокруг сидящим в зрительном зале рассказывал, что это его невестка танцует на сцене. Это было ценно для меня. Очень многому я научилась у родителей своего мужа и благодарна им.
- Ваша жизнь прошла на сцене, расскажите о наиболее значимых для Вас событиях своей жизни.
- Безусловно, к значимым событиям могу отнести спектакль-легенду «Бальжин хатан», поставленный в театре. Главным режиссером и художественным руководителем данного проекта был Гаалангийн Энхболд, главную роль – предводительницы восьми родов агинских бурят Бальжин хатан - сыграла я. Также хочу отметить фильм, созданный Хандажаб Будаевой по мотивам этой красивой легенды для фестиваля «Алтаргана». Х.Будаева на главную роль выбрала меня. Сниматься было непросто. Одна из главных трудностей - бурятский литературный язык XVI века. Хотя в быту я свободно говорю на родном языке, здесь было достаточно сложно. После фестиваля мы дополнили фильм, а уж потом состоялась премьера в Агинском округе и Бурятии. Для меня это было прекрасным опытом показать себя не только как танцора, но и как актрису. Хочу особо отметить, что театр «Амар сайн» за последние годы воплотил в жизнь несколько проектов по федеральной программе «Театры малых городов». Впервые за много лет в наш репертуар начали вливаться большие федеральные средства. В спектакле «Хухэ хулганын жэл» в 2017 году впервые танцоры, вокалисты, участники фольклорной группы, музыканты, играющие на национальных бурятских инструментах, примерили на себя роли актеров драматического спектакля. Вторым проектом в рамках федеральной программы стал спектакль «Ага минии - алтан улгы» («Колыбель моя - золотая Ага!») в 2018 году. Потом пошли проекты «Тэнгэриин изагуур» («Небесная родословная») в 2019 году, постановка «Талын ехэ наадан» в 2020. И наконец, наша последняя премьера «Хүхөө Намжил». Нам есть что показать на суд зрителей.
- Расскажите о Вашем юбилейном творческом вечере?
- Я работаю в театре с 2002 года, и предстоящий вечер «Табисуурта наһанайм табилан» («Судьбы моей предназначение») - это как бы итог всей моей творческой деятельности за 20 лет именно в составе театра «Амар сайн». Хотя я на сцене с 1999 года. Будут концерты в Дульдурге – 22 апреля, 27 апреля мы выступим в п.Могойтуй. И 29 апреля будет вечер в п.Агинское. Приглашаю всех.
- Что помогает быть столько лет в строю? Ведь танцоры рано покидают сцену.
- Мне часто говорят и не раз, что довольно неплохо выгляжу на сцене. У меня хорошая техническая база. Ноги - это «хлеб» танцора. Физические нагрузки и моя генетика позволяют быть мне «легкой» до сих пор. И хочу отметить свой внутренний стержень, будет правильно сказать, что живу и дышу сценой.
- Есть ли жизнь вне сцены? Хобби, увлечения?
- Культура занимает все мое время. Я люблю шить. Обшиваю свою семью детей, внуков. После работы бегу заниматься своей семьей. Это моя отдушина.
- Спасибо за беседу.
Алина ЧАГДУРОВА.