Здравствуй, здравствуй, земля балахтинская!...
И вот через 67 лет наступили для нас время и возможность посетить места, где мы родились и прожили первые годы жизни. Ведь потомкам кочевых бурят предписана святая обязанность периодически посещать места своего рождения (тоонто), отметиться подношениями и зарядить себя энергией Родины с места, давшего тебе самое дорогое благо – жизнь. Хорошо, если они расположены недалеко, можно их посещать по мере надобности. Проблемно, когда надо специально поехать для удовлетворения зова души и сердца в дальние районы страны. Вот и мы решились. Судьба конкретного человека начинается с места его рождения и первых его шагов по «тоонто нютаг».
Немногих жителей из Забайкальского края и Республики Бурятия связывают узами родства деревни и посёлки Красноярского края, где они родились, куда попали их родители по ссыльным статьям в начале 30-х годов XX века. Нам неизвестно, сколько бурятских семей сослано в годы кулацкой ссылки в эти неосвоенные районы по берегам Енисея, Ангары и их притоков. Вот по Даурскому району знаем более или менее подробно.
Начнём с происхождения слова «Даурия». Оно существует в Забайкалье, Северном Китае и здесь, в истории Красноярского края. Первые казаки, пришедшие в Восточное Забайкалье, называли незнакомые места вначале «Встречь солнцу», погодя «Даурией» по названию местного народа – монголоязычных дауров, по-бурятски «дагуур», утвердилось потом другое название – Забайкалье. Сейчас этот народ проживает в соседстве с шэнэхэнскими бурятами на территории Северного Китая. Несколько другое происхождение этого этнонима на берегах Южного Енисея. С давних времен здесь проживали енисейские кыргызы (хакасы). Название Даурского района, административно существовавшего в 1935-1962 годах на карте края, произошло от имени хакасского князя Даура, земли которого были захвачены русскими казаками в XVII веке. В 1675 году здесь ими основан Верхне-Караульный острог. Вокруг него увеличивалось приезжее население. Застраивались новые деревни и сёла. И появилась своя казацкая Даурия. В дореволюционное время прибыли в эти места переселенцы из центральных районов страны и Белоруссии. Увеличивалось население Енисейской Даурии в советские годы за счёт рабочих людей и интеллигенции из европейской части СССР, соседних регионов и ссыльнопоселенцев из Украины, Центральной России, Калмыкии, Забайкалья и Прибалтики с 1931 по 1945 годы. Население Даурского района стало многонациональным. Здесь жили русские, украинцы, белорусы, евреи, поляки, чуваши, мордвины, буряты, немцы, калмыки, латыши, литовцы и эстонцы. Район был преимущественно сельскохозяйственным, поэтому здесь создавались уставные и неуставные колхозы. Последние находились под надзором территориальных органов ГУЛАГа. В них трудились ссыльнопоселенцы, в числе их и наши родители в свои молодые годы, только в 1956 году с разрешения властей они получили возможность вернуться на Родину. Немедленно воспользовались реабилитацией все буряты, калмыки и эстонцы. Из остальных ссыльных жителей не все предпочли покинуть Красноярский край. В конце 1950-х годов началось строительство Красноярской ГЭС на Енисее и заполнение водохранилища. Под его воды попали 132 населённых пункта, в том числе, три районных центра и первое русское поселение Караульный острог. С 1962 года с административной карты края исчез Даурский район, его незатопленные земли вошли в состав Балахтинского района. И ушло в историю старое название.
Более 60 лет его нет в составе Красноярского края, но в памяти людей он живёт. Все, кто в разные годы родился, жил, взрослел, строил семьи в сёлах и деревнях Даурского района, и те, чьи родители были родом отсюда, и те, кто родился на его землях и вернулся с родителями на исконную родину, всегда желали вернуться к местам, чтобы обнять своих земляков, вспоминать односельчан и годы детства, юности, молодости в родных местах. А мы, уроженцы даурской земли, чтобы посмотреть на свою малую родину, увидеть, что осталось в прежнем состоянии, какие изменения произошли там и вспомнить своих родителей, свои молодые годы.
Работа по восстановлению человеческой памяти о жителях Даурского района началась в начале 2010-х годов по инициативе бывших жителей затопленных поселений. Активная работа инициативной группы началась с установления на горе Чулпан в Приморске 11 октября 2013 года Камня памяти с мемориальной доской из мрамора. На ней прочерчена карта затопленных деревень бывшего района со словами «Начинался Даурский район здесь: С Караульного острога…». Рядом стенд со словами «Остановись, путник, поклонись… Это памятник нашей малой родине – Даурскому району. В нём частичка нашего детства, юности, нашей привольной жизни на берегах Енисея. Низкий поклон тебе, Даурский район, с его жителями, сёлами, деревнями». Это место стало символичным. Сюда приезжают влюблённые пары и молодожёны в день свадьбы и дают друг другу клятву взаимной верности. Активисты инициировали периодические встречи с 2015 года уроженцев деревень и сёл Даурского района в п.Приморск с круизом на пароме «Копьёво» по Красноярскому водохранилищу. Пристань - на берегу искусственного моря у нового села Даурск.
Как нам удалось попасть на эти уникальные мероприятия первого июля 2023 года в посёлке Приморск Балахтинского района Красноярского края? В 2015 или 2016 году по совету известного общественного деятеля Аги Гончикбала Баирова моя статья о раскулаченных агинских бурятских семьях была размещена в АРДе (информационное агентство Бурятии, Монголии, Тувы и Калмыкии) под заглавием «Как раскулачивали в Аге». Через некоторое время на меня вышла Г.А.Андреева из Краснодарского края, уроженка деревни Жулгет Даурского района, познакомились и начали переписываться. Она сообщила мне, что в «Одноклассниках» есть группа «Наша малая родина – Даурский район», где общаются выходцы из деревень и сёл, здесь размещаются фотографии и воспоминания, объявления и т.д. Я разместил здесь фотографии из альбома своей матери и родственников, новых знакомых, родители которых тоже побывали в ссылке. И пошли отклики на них от участников группы, начали знакомиться, налаживать общение в «Одноклассниках», появились новые друзья, хотя и виртуальные. Родилось желание познакомиться с ними вживую. В начале 2023 года Нина Патракова разместила здесь объявление о том, что первого июля организуется очередная встреча в п.Приморск уроженцев Даурского района. С весны этого года я начал собирать делегацию бурят, детей ссыльнопоселенцев в тех местах. Здесь большую помощь оказала мне Галина Андреева, моя сверстница, много лет трудившаяся в библиотеках г.Шелехово Иркутской области. Она подсказала мне, где и как устраиваться в Красноярске, как добираться до Балахты и Приморска в ходе поездки. В начале июня определился окончательный состав уезжающих на встречу. Вместе со мной собрались мои двоюродные сестры Аня, Люба и Лена с мужем Юрием Элбыковым, моя младшая сестра Цыпелма.
Утром 26 июня собрались мы в Чите и после обеда полетели в Красноярск, некоторые из нас впервые в жизни оказались в самолёте и чувствовали себя неуютно, о чём они проговорились после посадки. В четыре часа дня по местному времени приземлились в аэропорту «Емельяново», расположенном далековато от города. На завтра, 27 июня, у нас был целый день свободного времени. Решили с утра заказать молебен в память о наших родных в местной буддийской общине и посетить краеведческий музей города.
Мы прошлись по улицам Красноярска, очень чистым и ухоженным. В городе много новых многоэтажных кварталов, находящихся в большом расстоянии друг от друга. На такси, плата за них по нашим меркам дешёвая, добрались до места встречи с Шакья-ламой, в миру Алексеем Цыбеновым, уроженцем села Алханай, внуком Жимба-ламы, направленным в этот город Буддийской Традиционной Сангхой России для распространения веры в этом регионе. Он провёл молебен по нашему заказу в память о наших родных, нашедших упокой в местах ссылки 1931 и 1933 годов.
Находясь в Красноярске, мы получили сообщение о выезде на встречу в Приморске первого июля из Бурятии Анатолия и Лилии Цыбденовых вместе с другом семьи из Улан-Батора Тувшином, из Иркутска Татьяны Дугаровой вместе с семьёй зятя Б.Ц.Цыбенова и племянницей Натальей. 28 июня с утра с автовокзала мы сели в автобус маршрутом «Красноярск-Саяногорск» до Балахты, расстояние примерно 180 километров на юг вдоль Енисея. И сразу поехали на завтрак в столовой районной администрации. К двум часам дня в районном краеведческом музее собрались для встречи с нами пенсионеры, молодёжь посёлка и гости из других мест края. К этому событию большой интерес проявили те, кто имел отношение к Балахте как месту ссылки, начиная с XIX века. Перед мероприятием сотрудники открыли в залах музея стенд о ссыльных бурятах в Даурском районе. Среди участников встречи были балахтинцы, тюльковцы, дивногорцы, имевшие контакты с жителями Забайкалья. На встречу пришли три представителя балахтинской семьи Кожевниковых, предки которых также разделили судьбу раскулаченных бурят. Здесь мы познакомились с Цыбденовыми и Тувшином. Модератором встречи стала Нина Лопатина, научный сотрудник музея, выпускница филологического факультета Иркутского госуниверситета им.А.А.Жданова, начала встречу с сообщения о ссыльных эстонцах, наследники которых периодически приезжают на свою малую родину. После неё я выступил с презентацией «Буряты Восточного Забайкалья в годы «кулацкой ссылки» 1931-1956 годов», что было выслушано с большим интересом и вниманием, это было приятно выступающему. Наша встреча завершилась арт-акцией «Стёжки-дорожки», смысл которой в том, что проходит время, но остаётся память в людях, а стёжки-дорожки вновь приводят их в дорогие сердцу места. Выйдя на полянку перед музеем, мы все встали в круг, обнялись, слушали песни немецкого национального ансамбля «Возрождение», креативного монгола Тувшина, исполнившего поставленным голосом «Беловежскую пущу» и русскую народную песню, чем очаровал всех своих слушателей. Он в молодости учился в Белоруссии на автоинженера, в свободное время посещал кружок вокалистов, сейчас работает футбольным тренером в Улан-Баторе и часто приезжает со своей командой на турниры в Улан-Удэ.
Организаторы нашей встречи устроили нам ночлег в районной гостинице. С нами - Цыбденовы с Тувшином. С утра 29 июня начали ознакомительную экскурсию по районному центру - Балахте, расположенному в месте впадения реки Балахта в Чулым. Экскурсоводом у нас была Ирина Музоватова, учитель истории одной из местных школ. Название посёлка с местного наречия означает «рыбное место». Начали мы с посещения нового Храма Успения Божией матери, действующего с 2000 года. Незаметно перешли в посёлковый парк отдыха с ФОЦ (функциональным оздоровительным центром), здесь всё ново и свежо.
Потом переехали на побережье Чулыма у моста. По обеим берегам красочные дома дачников и благоустроенное побережье для отдыхающих. Оттуда попали на мемориал-памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Имена десяти Героев Советского Союза связаны с Балахтинским районом.
Надо сказать, местные жители были информированы по местному телевидению о приезде бурятской делегации из потомков ссыльнопоселенцев Даурского района и с интересом и уважением относились к нам, пожилым, приехавшим из далёкого Забайкалья ради памяти своих родителей.
Под вечер нас доставили в посёлок Приморск, расположенный на берегу Даурского залива в тридцати километрах от Балахты.
Культработники Приморского ДК «Енисей» попросили всем национальным делегациям подготовить по два номера. Решили утром, 30 июня, совершить обряд памяти для близких людей. Подобрали подходящее место на северной стороне турбазы у подножия сопки для поминания и начали свои действа. Как бы приветствуя нас свыше, над нами появились птицы, на берег Даурского залива, за базой отдыха, вышел косяк лошадей. Это было приятное знамение для нас. Повалялись мы, родившиеся в Жулгете и Неже, на даурской земле в своё удовольствие и напитались ее энергией. Вернувшись к себе, начали подготовку к событию первого июля, ради которого приехали.
К девяти часам утра нас подвезли к ДК «Енисей», уже было много народа. Подъехала сюда Татьяна Дугарова со своей командой из Красноярска. Наша бурятская делегация увеличилась до 12 взрослых и двух девочек.
Подробно о нас. Начнём с Гомбоевых. Анна Дабаевна всю трудовую жизнь посвятила работе ветеринарного фельдшера в хозяйствах Оловяннинского района, живет в Чите. Любовь Дабаевна, по профессии учитель математики, работала Единенской средней школе Оловяннинского района, потом в детсаду села Нуринск Могойтуйского района, сейчас в Улан-Удэ. Елена Дабаевна, учитель начальных классов, продолжает работать в школе, её муж Юрий Элбыков, ветеран профтехобразования посёлка, живут они в Агинском. Моя младшая сестра Цыпелма, или Любовь Андреевна, трудилась ветеринарным фельдшером в колхозе им.Ленина Агинского района, живёт в Кункуре. И я, как инициатор и вдохновитель поездки на малую родину, отдавший учительскому труду в нашей Кункурской средней школе более 40 лет, живу в Улан-Удэ. Цыбденовы из села Харгана Селенгинского района Республики Бурятия, он - предприниматель, она - педагог дополнительного образования в МБОУ «Харганатская СОШ им.ДД.Лубсанова». С ними общительный и свойский, нам понравившийся Тувшин. Татьяна Боргодоновна из Могойтуя, много лет трудилась главным бухгалтером Могойтуйской районной больницы.
Её отец Боргодон Дугаров был бухгалтером жулгетской артели «Новая жизнь» Даурского района. Зять Биликто Цыбенов из Ага-Хангила, дочь Галина Дашидондоковна, их дочери Оюунсэсэг и Лайжит. Семья живёт и трудится в г.Магадан. И племянница Татьяны Боргодоновны Наталья из Иркутска. Такая внушительная бурятская делегация, доселе невиданная в Приморске, окунулась в начинающиеся мероприятия в ДК «Енисей».
В фойе работали выставки районного архива и музея, также персональная фотовыставка уроженца Даурского района Виктора Кауфмана, проживающего сейчас в Германии. Мы видели, как уже знакомые выходцы из этих мест обнимались друг с другом, не скрывая радости, слёз и волнений. Другие всматривались в незнакомые лица. Съехались они отовсюду: из Краснодарского и Забайкальского краёв, республик Бурятия и Хакасия, Московской, Иркутской и Магаданской областей и районов Красноярского края. Всего 125 человек, связанных с Даурским районом, и 58 гостей. Жаль, что среди них не было представителей из Калмыкии.
В десять часов утра началась сама встреча под названием «Национальные культуры на земле даурской». Перед мероприятием встретились впервые мы наяву с Галей Андреевой, Павлом Сахаровым, уроженцами Жулгета, начали делиться своими воспоминаниями. Родители Гали и Тани жили недалеко друг от друга, отцы их дружили. Лилия Цыбденова и Татьяна Дугарова узнали от Павла Ильича, что он был знаком с семьями Дугаровых и Жамсарановых, знал её дядю Володю школьником. Открыли праздник встречи 2023 года культработники ДК «Енисей» своими прекрасными номерами. Уроженцев Даурской земли приветствовали и благодарили за сохранение памяти о малой родине глава Балахтинского района Виктор Аниканов, глава Приморского сельсовета Любовь Шнайдер. Нина Романова, специалист Балахтинского краеведческого музея, рассказала об истории и национальном составе жителей Даурского района. Затем начались выступления представителей национальных культур с двумя концертными номерами.
Я начал с презентации, уже во второй раз, «Буряты Восточного Забайкалья в «кулацкой ссылке» 1931-1956 годов». По ходу своего выступления представлял членов своей делегации, говоря об их связи с теми, кто жил и трудился в артели «Новая жизнь». Зал слушал меня с большим вниманием и узнал много нового для себя. После мы очень постарались спеть на родном языке песню «Катюша», ведь некоторые из нас слабо владеют бурятским и плохо поющие, а зрители слушали нас. Завершил на высокой ноте Тувшин, спевший на монгольском песню о прекрасной родине - Монголии. Зал встретил его громкими аплодисментами. В завершение событийного мероприятия мы обменялись благодарственными письмами и подарками за поддержку работы общественников по сохранению человеческой памяти о жителях, тружениках Даурского района. От имени руководителя Администрации Агинского Бурятского округа я вручил благодарственные письма.
С 12.00 часов у Камня памяти Даурскому району начался митинг выступлением Н.И. Патраковой, отметившей успешное окончание работы инициативной группы по проекту «Наша малая родина - Даурский район» и объявившей о передаче эстафеты по организации дальнейших встреч работникам ДК «Енисей». После второго мероприятия за день участники встречи переехали в соседнее с.Даурск на пристань и перебрались на паром «Копьёво», чтобы совершить круиз по Красноярскому водохранилищу - местам, где под водой покоятся населённые пункты. Опустили в воду поминальный венок, шары с названиями затопленных сёл и деревень.
Завершился наш круиз по Красноярскому морю арт-акцией «Шарф дружбы» в большом круге и песней «Подмосковные вечера», начатой нашим Тувшином. Вернулись на пристань Даурска с морем новых впечатлений, довольные от увиденного, несколько уставшие от трёх событийных мероприятий.
Нам, приехавшим издалека, была интересна судьба деревень Жулгет и Нежа, попали ли они под воду, если нет, обжиты ли. Расспрашивали мы Павла Сахарова, Галю Андрееву и Володю Циглер. Нежа под водой, а до Жулгета она не добралась. Сейчас там глухомань, раздолье для медведей и разного зверья, куда добираются местные охотники да рыбаки по воде на катерах или лодках, по суше на тракторах или квадрациклах. Сказали, есть два пути до Жулгета. Первый. Доплыть до Смоленки, где остался один житель, потом идти пешком два-три километра через гору до Жулгета. Второй. Из с.Черёмушки добираться на тракторе несколько километров. Там несколько лет назад стали обустраиваться Владимир Яцук и Павел Сахаров, сейчас приостановились. Павел Ильич с сыном установили обелиск памяти жулгетцам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Он поведал о том, что там сохранились безвестные захоронения людей. Предложил подумать, как быть с ними в будущем. Из молодых людей тех мест появляются желающие пустить в хозяйственный оборот земли некогда бывших артелей. Зародилась у нас надежда, что снова оживут они. На вопрос, нашли ли мы там своих сверстников на встрече первого июля, можно ответить так. Наши старшие братья и сёстры, 1937-1943 годов рождения, вместе учились в школах Смоленки, Жулгета и других деревень и знали многих местных и переписывались потом, а мы, младше их, играли во дворах и улице деревни с какими-то ребятками, не запоминая их имена. Только Аня помнит и называет имена девочек из соседской семьи Богодуховых, с которыми играла во дворе целыми днями. Лично мне хотелось на встрече увидеть кого-либо из жителей Нежи, не получилось. Наша поездка на малую родину и встречи в Приморске как бы замкнули большой круг нашего жизненного пути от мира далёкого детства до живого знакомства с бывшими жителями Жулгета. Появилось у нас много друзей одного поколения, с которыми с удовольствием общаемся по средствам современной связи. Как писал Антуан де Сент-Экзюпери: «Единственная известная мне роскошь - это роскошь человеческого общения». Так и есть. Следующая наша встреча в Приморске - летом 2025 года.
П.АЮРЗАНАЕВ, г.Улан-Удэ.