Главная » 2020 » Май » 9 » Заслужил почет и уважение

Заслужил почет и уважение

09.05.2020 в 15:39 просмотров: 589 комментариев: 0 Власть и общество

Мой отец Цыренжаб Мункуев (на снимке) родился в 1916 году (записан урождённым в августе 1917 года) в местности Хуhоошын адаг на землях Хойто-Аги, где проживал его дед с сыновьями. Теперь эту местность называют «Мухажын хунды». Ещё маленьким он остался сиротой. Ему было всего шесть лет, когда он остался на попечении своего деда. А в 14 лет потерял и деда. Жил в многодетной семье своего дяди Дондога Мункуева. В семье дяди он рос старшим, помогал становлению младших. 

Учился в Урдо-Агинской начальной школе. По окончании работал избачом, счетоводом в Урдо-Агинском сельсовете, который располагался в местности Тутхалтуй.
Моя тетя Бальжама-абгай Дондокова вспоминает, как он приезжал к ее отцу, своему дяде, просить совета: «Монгол гара гэнэ». Дядя напутствовал: «Хунэй ябадаг лэ хадань ябаад ерыш даа, газар харахаш». Это было начало 1941 года, отцу было тогда 24 года. С мая 1941 по март 1949 года состоял на службе в пограничных войсках МВД МНР по линии МВД СССР, в 23-м Баян-Цаганском пограничном отряде в должности переводчика. 
В период военных действий против миллитаристской Японии, был зачислен в распоряжение разведотдела 36-й армии Забайкальского фронта. По итогам боевых действий, результатом которых было обнаружение противника и его обезвреживание, был представлен к правительственной награде – ордену Красной Звезды в октябре 1945 года. Эту высокую награду отец получил в 1950 году. А вернулся он на Родину в 1949 году. 
Мой отец являлся кавалером орденов Красной Звезды, Отечественной Войны II степени, награжден медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией», «За боевые заслуги МНР», «ХХI лет МНР» и другими.  К сожалению, многие награды утеряны. 
До призыва на военную службу в 1938 году и после службы в пограничных войсках, начиная с 1949 года, трудовая жизнь отца была связана с районным и окружным финансовыми отделами Агинского округа, где он добросовестно трудился до выхода на пенсию. За время работы в финансовых органах округа он был представлен к многим почетным наградам: медалям, грамотам, памятным знакам, среди которых трудовые медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия В.И.Ленина», «За долголетний добросовестный труд». 
Выйдя на заслуженный отдых, отец также продолжал трудиться уже в районном Госстрахе. Его знали и уважали как финансиста, высокого профессионала. Отец всегда ответственно относился к выполнению порученных ему обязанностей, как в военное, так и в мирное время. Он всегда и везде пользовался большим авторитетом и уважением.
Всегда поступавший по совести, он был простым и душевным, неравнодушным человеком. Он уделял особое внимание старым людям и малым детям. Со старшими людьми играл в шахматы, в «дурака», подолгу беседовал. Специально проигрывал им или выигрывал, подшучивал. И люди тянулись к нему. И шутник он был известный. Например, на первое апреля обязательно задумывал подшутить над кем-нибудь. И шутки у него всегда удавались. Народ веселился, грозился в следующий раз не попасться и всё равно попадался. А детям устраивал праздники, например, Новый год для местной детворы. Семьей наряжали елку, отец покупал ящиками подарки, мы упаковывали их в голубые бумажные мешочки с изображением Деда Мороза. Отец сам одевался в Деда Мороза. И дети из года в год с нетерпением ждали Новый год. Носил им летом на речку арбузы, сладости, чему детвора, целыми днями бултыхавшаяся в воде, была безмерно рада. Не раз на местной Агинке останавливались военные – давал им продукты питания, если выяснялась какая-нибудь нехватка у солдат, снабжал, чем мог. Много людей говорили, как ходили к нему за советом, за помощью. Рассказывали, как он вносил в их дом мир, вспоминали всегда с теплом, уважением. 
Цырегма Цыбенова, наша мама, стала его женой в 1946 году. Брак у них зарегистрирован 18 декабря 1946 года в г.Улан-Удэ. Отцу было 29 лет, маме – 18. Родили и воспитали они восьмерых детей. Всем дали образование.
Народ называл его «Монгол хара», потому ли, что он служил в Монголии или потому, что его деда звали «монголшо Мухажан», «Хара Мунхэ»? Его дед знал монгольскую грамоту, обучал внука и окрестных детишек монгольскому письму. Говорили, что в свое время обучал первой грамоте Гомбожаба Цыбикова. Еще приезжал какой-то профессор (к сожалению, имя утеряно) говорил: «Мухажан убгэнэй монгол ном зааhанай аша туhаар дээдэ hургуули дуургэжэ, профессор болоhон хунби». И в судьбе моего отца знание монгольского языка, переданное ему дедом в его детстве, сыграло свою роль.

Ц.Мункуева, дочь.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES