Вытрезвители закрыли, а пить не перестали
С закрытием медвытрезвителей выросло количество преступлений, прибавилось работы у приемного отделения больницы, а пить меньше не стали…
20 февраля 1738 года вышел в свет Указ императрицы Анны Иоанновны, которым, в частности, предписывалось: «Дабы пьяные по улицам не вздорили и песни не пели, а которые будут, то велеть таких ловить и приводить в полицию». Этот указ - одна из первых попыток сократить число пьяных граждан на улицах городов.
С того момента более двух веков подряд сотрудники полиции, а затем милиции задерживали и доставляли подвыпивших граждан сначала в различные приюты, а затем в медвытрезвители.
В феврале 2010 года Дмитрий Медведев подписал Указ «О переподчинении медвытрезвителей региональным органам здравоохранения». И вот уже более двух лет непонятно: куда же девать граждан «подшофе»? Однозначного мнения нет. Да и непонятно пока: целесообразна ли была вся процедура переподчинения медвытрезвителей органам здравоохранения.
О том, как было раньше и как стало сейчас, рассказывает заместитель начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Агинский» Эрдэм Далаевич Норбоев.
- Медвытрезвитель в поселке Агинское был закрыт в сентябре 2010 года. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 20.21, которая гласит, что появление в общественных местах в состоянии опьянения влечет наложение штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток. Раньше наряды патрульно-постовой службы задерживали на улицах и привозили в отделение подвыпивших граждан. Если гражданин, находящийся в состоянии опьянения средней степени тяжести, вел себя адекватно, имел опрятный вид и не совершал каких-либо противоправных действий, мы составляли протокол, выписывали штраф и отпускали его. Граждане в тяжелой степени опьянения доставлялись в медвытрезвитель, где задерживались на сутки для протрезвления. По истечении этих суток гражданина отпускали, выписав штраф и протокол.
Сейчас сотрудники ППС также следят за порядком на улицах. Граждан, находящихся в легкой и средней степени тяжести опьянения, наряды ППС доставляют в отдел. Мы не имеем права задерживать подвыпившего гражданина на срок более трех часов. Некоторые остаются здесь на это время, успевают протрезветь и благополучно отправляются домой, но есть и такие, кто уходит из отдела не домой, а продолжают гулянье. При задержании гражданина, находящегося в состоянии опьянения тяжелой степени, наряд ППС не вправе самостоятельно отвезти в медицинское учреждение. Поэтому мы вызываем машину «скорой помощи».
Спустя два года после закрытия медвытрезвителя можно отметить, что число преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, возросло. Раньше у нас были, так сказать, «постоянные клиенты» - лица, которые употребляли спиртное ежедневно. Мы их задерживали и помещали в медвытрезвитель, некоторых даже сажали под административный арест сроком на пятнадцать суток. Многие «запойные» алкоголики выходили из запоя, в течение десяти-пятнадцати дней не употребляя спиртного, они возвращали себе нормальный вид, прояснялась память. Также лица, находящиеся под административным арестом, привлекались к общественным работам – красили заборы, подметали улицы. Сейчас можно сказать, что гражданин, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, с легкостью может стать как объектом, так и субъектом преступления».
В приемном покое окружной больницы нам ответили, что граждан в состоянии сильного опьянения доставляют к ним не часто, но все же такие случаи бывают. В таких ситуациях врачи оказывают первую медицинскую помощь, а при надобности даже госпитализируют больного для полного протрезвления. Если гражданин настолько пьян, что не может выйти из этого состояния самостоятельно, ему оказывают всю необходимую медикаментозную помощь, за счет государства, разумеется. В приемном покое заметили, что с закрытием медвытрезвителя врачам приходится тратить время на тех, кто попал в больницу по собственной глупости, забирая драгоценные минуты у больных, которые по-настоящему нуждаются в помощи врачей.
Врач-нарколог Агинской окружной поликлиники Татьяна Раднаевна Халзанова говорит, что с каждым годом количество пьющих людей растет, а с закрытием медвытрезвителя прибавилось работы и у наркологического отделения поликлиники, и у приемного отделения больницы. В окружной больнице нет мест, предназначенных для наркологических больных, поэтому таких пациентов отправляют в наркологические диспансеры Читы. За прошлый год двадцать восемь человек получили лечение в одном из таких диспансеров. Хотя направлено на лечение от округа было намного больше, не все захотели получить квалифицированную медицинскую помощь и попытались отказаться от этой вредной привычки. Есть и такие граждане, которые, получив лечение, вновь возвращаются на проторенную тропу пьянства, и, как следствие, в кабинет врача-нарколога.
В Чите на базе краевого наркологического диспансера в декабре прошлого года открылся медвытрезвитель. Как сказал нам дежурный фельдшер вытрезвителя, «клиентов» у этого заведения не много. Объясняется это довольно просто – пациенты сами решают оставаться им в лечебном учреждении или возвращаться домой. Основной контингент вытрезвителя – иногородние граждане, которым просто некуда больше идти, именно они предпочитают провести несколько дней в медучреждении. Везут таких граждан из приемного покоя больницы, куда их доставляет «скорая помощь». Да и оснащение вытрезвителя больше похоже на обычную палату в больнице – койко-место, одноразовое постельное белье, доктора обработают раны, если нужно, принесут воды. Помимо всего этого, врачи помогают в поиске родственников пациента. Тех же, кто не согласен провести некоторое время в вытрезвителе, сотрудники развозят по домам.
Самый первый медвытрезвитель появился в Туле в 1902 году, назывался он «Приют для опьяневших», кучер ездил по городу и подбирал пьяных. Кроме нашей страны медвытрезвители были открыты (и по сей день действуют) в Белоруссии, Казахстане, Чехии и Польше. В США полиция не имеет права задерживать лиц в нетрезвом состоянии, если те не совершают противоправных действий – это считается нарушением прав человека. Такой подход часто заканчивается трагически – в северных штатах зимой погибают или получают обморожение значительное количество людей. В Канаде есть служба «Красный нос», которая доставляет выпивших людей до места их проживания, при этом взимая плату, подобная служба действует и в Швеции. А в странах Западной Европы пьяных задерживают лишь при нарушении порядка, но там существуют благотворительные службы, которые на добровольной основе могут доставить человека домой.
В стране пока нет однозначного мнения – хорошо или плохо то, что закрыли вытрезвители. Ясно одно: закрыть то закрыли, а вот альтернативы им не создали. Получается, что «скорая помощь», да и врачи в больнице, тратят драгоценные минуты на пьяниц. Эти же пьяницы совершают преступления, потому что теперь их меньше сдерживает полиция, полицейским тоже не сладко – число преступлений растет, работы в этом направлении прибавляется. Наверное, когда закрывали вытрезвители, нужно было открывать другие пункты приема «перебравших» граждан, а пока они «висят в воздухе», и ответственность за сохранность их жизни полностью лежит на них самих.
Маргарита ЧЕРНЕЦОВА.