Встреча через двадцать лет
Первая жена оказалась мудрой степнячкой
Перед войной молодой, красивый Боро ахай Доржиев привел, к радости своей матери, молодую красивую жену Цыритор Батоеву. Вскоре родился сын Жигмит. Жить бы радоваться, но началась война. Он сразу был призван осенью 1941 года. После ускоренной военной подготовки отправили на фронт. В 1942 году попал в окружение, в плен к фашистам. Не описать ужасов плена - рабский труд, полуголодное существование. Не все выдерживали этого ада, но Боро ахай верил в лучшее.
В 1945 году их лагерь освободили союзные американские войска, всех военнопленных выдали советским властям, и они, обвиненные как предатели и изменники Родины, были осуждены и направлены в сталинские лагеря.
Боро Доржиев попал в ссылку в архангельские лагеря на 25 лет без права выезда и переписки. Все это время его дома ждали жена Цыритор и сын Жигмит. Они не ведали, какова судьба их отца и мужа. Там он провел более двадцати лет, познакомился с молодой, красивой и душевной русской девушкой Наташей Меншиковой. Она была его ровесницей - с 1915 года рождения. Родились дети, и все они носили фамилию своего отца и стали Доржиевыми.
Со временем изменилась к лучшему политическая обстановка в стране, и Боро ахай решил съездить на малую родину, узнать, как живут родные и близкие.
Сначала приехал один к своему брату, который в тот момент жил в Могойтуйском районе. Его звали Жамсаранов Тобон. Они долго говорили, совещались и поехали в сторону Дэлбэрхэя - производственного участка колхоза им. Жданова. Председатель колхоза оказался душевным человеком и выделил свою легковую автомашину. Долго и задумчиво вглядывался Боро ахай в свои родные места, и на глазах наворачивались слезы…
Его жена и сын трудились в колхозе чабанами. Машина подъехала к юрте, и навстречу им вышел молодой красивый человек. Поздоровались и на вопрос: «Чей ты сын?», услышал: «Я сын Доржиева Боро – Жигмит». Отец обнял родного сына. Все замолкли и наблюдали эту трогательную сцену встречи сына и отца через двадцать с лишним лет!
В это время на пригорке с отарой овец находилась его жена Цыритор. Когда они подъехали, пошла навстречу машине, а из машины вышел Боро, ее муж, от которого давно не было вестей! Боро ахай обнял ее. Она была маленькая, сухонькая. Он взял в свои ладони шершавые, натруженные руки и долго не отпускал… Их оставили вдвоем, они долго говорили. Она поняла, что у него новая семья и что много детей, но самое главное – он живой! Она его не осуждала, главное – живой.
В 1960 году Боро Доржиев с новой семьей приехал на постоянное место жительство в с.Дэлбэрхэй и проработал всю жизнь в животноводстве.
Тут проявилась степная мудрость Цыритор абгай: она выделила новой семье мужа юрту и половину скота. Они постоянно общались, ходили в гости. Наташа абгай (так уважительно называли ее соседи – буряты) оказалась очень доброй женщиной. Кроме своей работы в колхозе, она оказалась народным лекарем, многие ездили к ней на лечение, и всем она помогала, и люди были благодарны ей за это. Их сегодня давно нет в живых, все ушли из жизни, но их дело продолжают их дети, внуки, правнуки.
По бурятской линии дети носят фамилию Бороевы, а по русский линии – Доржиевы. Все они дружат, ходят в гости. В минуты радости и скорби они всегда вместе. Такова судьба моего земляка Боро Доржиева, воина и труженика.
Б.Дугаржапов,
музей, с.Судунтуй.
Фото из семейного архива.