«Вперед, за нашу победу!»
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Это было вероломное нападение одной страны на другую, несмотря на пакт о ненападении между СССР и Германией.
Печать первого дня войны ещё жила мирными делами. Номер «Правды» был посвящен пленумам Московского областного и Ленинградского комитетов ВКП(б), постройке первого в СССР циклотрона, военным действиям в Африке. Номер литературной газеты, вышедший в этот исторический день, освещал события прошедших пяти лет со дня смерти А.М.Горького. Даже военная «Красная звезда» отдала свои полосы мирному досугу Красной армии.
А в это время германские войска уже «атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города: Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие».
Советские люди, читая номера пока ещё мирной прессы, уже понимали: пришла беда, о которой все-таки говорили, которую все-таки ожидали.
Становление фашизма и антифашизма началось не в 1941 году. Сначала были предупреждения: в 1920 году итальянский коммунист Антонио Грамши писал: «Фашистское движение - это подготовительный этап укрепления государственной власти, означающий усиление буржуазной реалии и дальнейшее ущемление капиталистами самых элементарных потребностей рабочего класса». В июне 1929 года Председатель ЦК Коммунистической партии Германии, депутат рейхстага Эрнст Тельман, призывая рабочий класс перейти в наступление и искоренить фашизм, настаивал: «Никогда ещё фашистская опасность для пролетариата не была так велика во всем мире, как сейчас».
И так сложилось, что единственной страной, в которой сосредотачивались антифашистские силы, стал Союз Советских Социалистических Республик, в котором по сути Максим Горький возглавил движение литераторов мира против этой политической чумы века.
Затем была Испания. Константин Симонов вспоминал: «В Испании развёртывалось первое открытое сражение с вооруженным фашизмом, и у большинства из нас, если не у всех, не было более заветного, более страстного желания, чем желание поехать в Испанию добровольцем и сражаться там за Испанскую республику против исламского, немецкого и итальянского фашизма». Мальчишки Советского Союза завидовали тем, кто сражался в бою за Испанию, даже не подозревая, что скоро придётся им самим взять оружие в руках.
В 1941 году настал черед Советского Союза. В первый же день войны в Москве состоялся митинг, на котором выступили А.Фадеев, А.Жаров, И.Уткин, П.Павленко, Р.Азарх, В.Бредель, В.Вишневский и многие другие. На этом митинге секретарь Союза советских писателей А.Фадеев зачитал речь В.М.Молотова, прозвучавшего в эфире за три часа до митинга. По окончании митинга писателями была принята резолюция, в которой было написано: «Каждый советский писатель готов все свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».
Ещё в 1934 году, выступая на первом съезде советских писателей, поэт А.Сурков говорил: «Давайте не будем забывать, что не за горами время, когда стихи со страниц журналов и поэтических сборников перейдут на страницы фронтовых и дивизионных полевых многотиражек».
В дни войны его слова подтвердились. Согласно сведениям, в главПУРККА на 20 декабря 1941 г. были призваны в РККА и прикреплены к газетам в качестве военкоров и редакторов 109 человек. Среди них корреспонденты «Красной Звезды» Л.И.Славин, К.М.Симонов, В.П.Ильенков, Ф.И.Панфёров; «Газеты Юго-Западного фронта» В.А.Кондратенко, Б.Д.Палийчук, А.Т.Твардовский, также к другим фронтовым газетам: «Газета Южного фронта», «Газеты Карельского фронта», «Газета 51-й армий», «Красный воин МВО», «Газета 24 резервной армии». С началом войны перестали выходить многие специализированные газеты и журналы. На их месте были созданы газеты военных подразделений всех уровней: армейские, бригадные, стрелковые, танковые, а также противовоздушной обороны. К концу 1943 года в действующей армии выходило ежедневно около 3000 газет, свыше 600 выходило три раза в неделю.
Газеты первыми сообщали о происходящем на фронте. Один из корреспондентов так описал свои впечатления от того, как читает газеты население»: «В газете мы сперва читаем сводку, потом военные корреспонденции, очерк, потом - рассказ или повесть. Так вовлечены люди в реальности войны, так все мы этим живём, что трудно даже представить себе другую направленность, другую последовательность внимания». Военная действительность гораздо оперативнее, чем в журналах, отражалась на газетных полосах.
Так, в «Правде» печатались сводки Совинформбюро, материалы о международных и внутренних событиях, очерки о героизме воинов и партизан, трудовых подвигах рабочих и колхозников, патриотических поступках советских людей, документы о зверствах гитлеровцев. Тираж газеты был увеличен в полтора раза, на ряде оборонных заводов работали выездные редакции газеты, десятки её сотрудников находились на фронте в качестве специальных корреспондентов: В.М.Кожевников, П.А.Лидов, Б.Полевой, С.А.Борзенко, К.А.Федин, с публицистическими очерками и военными зарисовками в газете выступили А.Н.Толстой, М.А.Шолохов, А.Е.Корнейчук, К.А.Федин, А.А.Фадеев, К.М.Симонов, Б.Л.Горбатов, А.Т.Твардовский, И.Г.Эренбург.
Создаваемая на страницах газет летопись военных событий отражала всю горечь поражений в первые месяцы, первые успехи на фронтах, битву за Москву, Одессу, Ленинград, Севастополь, Сталинград, прорыв блокады, продвижение Советской армии на запад, штурм Берлина. Военные очерки, дневниковые записи отражали путь Красной армии, трагические заголовки первых двух лет («Москве угрожает враг» (А.Н.Толстой), «О 28 павших героях» (А.Кривицкий), «Школа ненависти» (Б.Полевой), «В станице Вишневской» (М.А.Шолохов), «За каждую пядь земли» (Ю.Янковский), «Небо Сталинграда» (Б.Полевой), «Ленинград в боях» (В.Вишневский).
Газеты военного времени стали школой для писателей, работа в газете, несомненно, повлияла и на литературу в целом. А.Сурков говорил: «Война учила и научила определенную группу людей литературы, попавших в армейскую фронтовую печать, реалистическому отношению к событиям… Война научила нас говорить тогда прямо и жестко».
Считается, что газетный материал быстро устаревает: газеты вообще живут в другом времени. Но статьи, очерки военных газет выдержали испытание временем. Публицистическая летопись войны углубляет понимание истории, и этот занавес о прошедшем времени окрашен героической борьбой всего советского народа и тех, кто был на фронте, и тех, кто был в тылу.
По материалам
президентской исторической библиотеки подготовил Б.ЦЫБЕГМИТОВ,
с.Цаган-Оль.