Восточный дворец, западный дворец...
Пещеры Хээтэй – уникальный памятник природы, заслуживающий особо бережного отношения. Местность вокруг них считается сакральной.
Недавно мы посетили пещеры Хээтэй. Поездка получилась познавательной и поучительной. Мы узнали многое о пещерах и окрестных местах, а также убедились в величайшей важности бережного отношения к природе. При этом сделали вывод: посещение пещер Хээтэй должно проходить в соответствии с определенными правилами, которые гарантируют ненанесение вреда уникальному природному объекту сакрального значения.
Пещеры расположены на сельской территории Кусочи. Пункт отправления – село Кусочи. Собрались две группы: местные школьники и туристы из Могойтуя. Поместились все в двух автобусах. Экскурсовод – Эрдэни Бадмаевич, руководитель туристского клуба Кусочинской средней школы. Учитель много лет проводит экскурсии для школьников по известным местам родного края, а для желающих организовывает специальные экскурсии к пещерам Хээтэй. К нему обращаются туристы из Агинского округа, Читы, а также из других ближних и дальних регионов. Эрдэни Бадмаевич берет с собой специальное альпинистское снаряжение и прочие необходимые вещи, которые понадобятся для спуска в пещеры.
К намеченному времени, в одиннадцать утра, мы выехали в путь. Через несколько минут мы на Ононе. Пронеслись по льду. Далее, миновав ононскую чащу, и, удивив своим появлением пасущихся коров, вышли к проселочной дороге. Голубые сопки при приближении становятся серыми. Живописная природа будит воображение, открывая завесу в далекое прошлое. В древности по этой земле мчались воинственные всадники, чтобы предстать перед своим суровым повелителем. Караван принцессы Бальжин-хатан проходил здесь, держа путь из Срединной империи в страну хоринскую. А где-то там, за Ононом, возможно, могучий Бабжи-Барас-баатар собирал войска для защиты своей родины... Действительно, легендарные герои древности вдохновляют живущих ныне на малые и большие подвиги.
Проехали руины цементного завода. «После Советского Союза завод закрыли. Говорят, духи-хозяева местности не позволили трогать землю» – говорит Эрдэни Бадмаевич. Все, что имеет плохое начало, терпит сокрушительный разгром и приводит к плохому концу: неважно, будь это человеческий поступок (вернее, проступок) или строительство завода на священном месте.
Не прошло и часа времени, как мы приехали к Хээтэй. Вышли из автобусов. И вот какой вид открылся нам: на востоке и на юго-востоке – синеющие дали бурятской земли: с этой высоты видно, как холмы бегут друг за другом, стремясь выйти, наконец, к степи; на юге остроконечная гора; на западе возвышенность, с которой открывается великолепная панорама ононской долины. Здесь, глядя с высоты на бескрайние дали, вспоминаешь народные песни – заунывные и тягучие. Вспоминается изречение: «Неспешно несет свои воды великая река, несуетливо живет мудрый народ»…
Предки бурят-монголов очень трепетно относились к матери-природе. Не помешало бы молодому поколению принести дань уважения своим мудрым праотцам и возродить традиции не суеверного, как может показаться, но необходимого бережного отношения к природе. Тянущееся своими ветками к солнцу деревце, красующийся в межтравье цветок, спешащий в свою норку зверек – все хотят жить и радоваться жизни.
фото Даба Дабаева
Пещеры Хээтэй. Есть несколько вариантов появления данного топонима. Бурятское слово «хээтэй» может означать: 1) «руко-творный» – версия, основанная на прямом значении слова; 2) «узорное украшение» – по легенде, именно здесь легендарная Бальжин-хатан потеряла свое украшение с красивым орнаментом «хээ», вследствие чего, местность приобрела свое название; 3) «узорчатый» – из-за причудливых узоров на изморози у входа в одну из пещер.
Пещеры Хээтэй начинаются с больших углублений-воронок. Находятся они в нескольких метрах друг от друга. На западе – Сухая, а на востоке – Мокрая пещеры. Наш экскурсовод Эрдэни Бадмаевич знает все о них. Так как местность сакральная и почитаемая (рядом «Хээтэйн овоо»), путники обычно совершают обряд подношения священной местности. В качестве даров можно использовать чистые зерна риса (бережно сохраненные и специально привезенные с собой); важно поблагодарить священную землю за доброту. Эрдэни Бадмаевич говорит: «Некоторые люди иногда преподносят сигареты и иные неугодные вещи – это неправильно». Кому неизвестно, как делается подношение, тому лучше спросить у знающих людей. Следует подчеркнуть, что культура поведения в таких местах очень важна. Перед тем, как спуститься в первую пещеру, Эрдэни Бадмаевич знакомит нас с историей уникальных объектов.
Итак, пещеры Хээтэй начали образовываться в глубочайшей древности. Вода сотнями тысяч лет размывала растворимые минералы, преимущественно известняк, и строила подземные хоромы. Пещеры (по крайней мере, до последнего времени) достаточно изучены и описаны. Вход в Сухую пещеру представляет собой красивую арку. Впечатление больших дворцовых врат. Пещера оправдывает свое название: здесь сухо, а также тепло, несмотря на холод наверху. В старину мастера из дацанов приезжали сюда за глиной, которую использовали для создания статуэток.
Вторая пещера, что называется Мокрой, а иначе Ледяной, находится во второй воронке и состоит из нескольких гротов, которые имеют свои названия: Большой, Юрта, Тупиковый и Костяной. Возможно, пещера имеет следующий уровень – продолжение вглубь. Спуск в пещеру Мокрую представляет собой ледопад, 12 метров вниз. Дно – лед подземного озера. В пещере были найдены кости шерстистого носорога и саблезубого тигра.
фото Риммы Дылгыровой
Эрдэни Бадмаевич рассказывает, что в старину местные жители особо не посещали пещеры. Говорят, здесь находятся обители сильнейших духов-хозяев местности. А в Мокрой пещере, по поверью, жил огромный змей Аварга. Изморозь у входа образуется из-за дыхания исполина. Некоторые очевидцы видели духа в желтом одеянии ламы. А еще знают про бабушку, которая покровительствует детям. Также передают об одном необычном случае: однажды местный житель пошел за водой. На своем пути он встретил двух спешащих всадниц. Когда он поинтересовался их дорогой, те ответили, что торопятся к Хээтэй. Как только всадницы молниеносно промчались рядом, ведра того человека оказались переполненными водой… Некоторые старожилы утверждали: пещеры каким-то образом сообщаются с другими подземными полостями и доходят до Монголии. А недавно известный современный лама-поэт посетил село Кусочи и сказал, что пещера Хээтэй повторяет модель Шамбалы. Возможно, он имел в виду наложение одного слоя формы бытия на другую: реальность другого мира, духовного порядка, иногда может проявить себя в материальном мире в таких вот сакральных местах.
Вернемся к нашим заметкам. В первую пещеру мы спустились, держась за прикрепленный трос. Как было сказано выше, вход напоминает большие врата ханского дворца. Побродили по внутренней галерее, делясь впечатлениями. Некоторую справку геологического характера давал нам Эрдэни Бадмаевич. Выходили из Сухой пещеры в предвкушении посетить Дворец Дракона – Ледяную или Мокрую пещеру. Пошли дальше, к восточной воронке.
Спустившись в значительное углубление по крутому склону, можно оказаться у самого входа в пещеру. Кристальная изморозь окаймляет все вокруг. Теперь становится понятно, почему в древности появилось поверье о живущем здесь гигантском змее. При разности температур внутри и снаружи, поднимающаяся вверх влага и окутывает хрупким узором весь вход. Самое волнительное – это спуск по ледопаду. Весь страх, если он появляется, исчезает после благополучного приземления в первом гроте пещеры. После того, как все спустились, Эрдэни Бадмаевич предупредил: «В пещере преподносить подношения не нужно, так как все это делается наверху. Не следует оставлять принесенные с собой вещи здесь. Если мы установили свечи, то обязательно должны потушить их и забрать с собой». В пещере за-прещается: сорить, устанавливать свечи на сталагмитах и прилеплять к ним монеты, разрушать хрупкие минеральные образования, наносить надписи на стенах. Строго обязательно соблюдать инструкции по безопасности, рекомендуемые экскурсоводом. Наши туристы узнали здесь, что образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов (свисающих с потолка сосулек различных размеров, тянущихся вверх столбов – ледяных или минеральных, которые иногда срастаются, образуя причудливую колонну) происходит очень медленно, в течение многих веков. В Ледяной раньше было много таких удивительных пещерных образований. Теперь же их осталось мало. Хрупкий мир подземного царства требует бережного к нему отношения. Эрдэни Бадмаевич повел нас вперед, знакомя с большими и малыми залами пещеры – гротами. У каждого своя особенность. Например, в гроте Костяном можно найти фрагменты скелетов различных зверей.
Проделав значительный путь во мгле пещеры, мы вновь возвратились в первый грот. Здесь царит ощутимая атмосфера безмятежности.
Вспоминаются строки о Кубла Хане (Хубилай-хане) из поэмы Сэмюэля Т. Кольриджа «Видение во сне»:
В стране Ксанад
благословенной
Дворец построил Кубла Хан,
Где Альф бежит,
поток священный,
Сквозь мглу пещер гигантских,
пенный,
Впадает в сонный океан…
…
…И из пещер, где человек
не мерил
Ни призрачный объем,
ни глубину,
Рождались крики: вняв им,
Кубла верил,
Что возвещают праотцы…
Криков, конечно, не услышать. Но благодатная тишина нарушена присутствием людей. Удивительно: время в пещере будто останавливается. Незаметно проходят несколько часов… В этом проявляется одна из тайн Дворца древнего Дракона.
Возвращаемся к ледопаду. Становимся в очередь для того, чтобы взобраться наверх с помощью специальных приспособлений. Тем временем помощники нашего гида потушили и собрали остатки прогоревших свечей и оставленные кем-то спички. Мы, под впечатлением от всего увиденного и ничуть не усталые, взбираемся наверх. Побродив рядом с пещерами, мы сели в автобусы и поехали домой.
Путь наш лежал на запад. Отсюда видны священные горы. Степь пока дремлет, в ожидании скорой весны.
Э.Нимаев, с. Кусочи.
Фото Сергея ДОРЖИЕВА и Даба ДАБАЕВА, Риммы Дылгыровой.