«Восьмилетка» - самая первая школа
Когда я учился в школе, наше отношение к будущей Агинской школе №4 было немного прохладным: находилась на отшибе, количество учащихся «с гулькин нос», в спортивном и учебном отношениях слабоватые, да и вообще «восьмилетка» - этакие поселковые «пэтэушники». Хотя в конце 90-х в ней училось немало знакомых, приятелей, родственников, но всё равно школьный снобизм давал о себе знать, дескать, ребята, подвиньтесь, первая школа идёт (учился там).
Однако, хитросплетения судьбы таковы, что однажды я пришёл в бывшую восьмилетнюю школу, теперь уже поселковой школы №4, в качестве учителя. И случилось так, что эта школа дала мне много полезного.
В тот год я немного припоздал, трудоустроился числа пятого сентября и в деловом костюме с кожаным портфелем в руках чуть замешкался в дверях, входя в 11-й класс. Это были здоровенные «лбы», носившиеся между рядами парт, словно первоклашки, играя в догонялки.
Долго смотря на творимое выпускниками 1990-1991 годов рождения «безобразие», мысленно успокаивал себя, что всё нормально, что меня не «съедят». Тут один из учеников Доржи, неформальный лидер класса, отвлёкшись от забав, махнул мне рукой и крикнул: «Эй, иди сюда, садись здесь!».
После его окрика ко мне неожиданно вернулось самообладание, я прошёл к учительскому столу, положил портфель и сказал: «Здравствуйте!».
Однако Доржи не унимался: «Да иди сюда, не бойся! Хватит прикалываться!». Тут в класс зашла классная руководительница безбашенного 11-го класса и скромно представила меня: «Прошу любить и жаловать. Это ваш новый учитель истории и обществознания».
Надо было видеть глаза Доржика, он не мог поверить, что какой-то пацан станет его преподавателем.
Мне несказанно повезло с ними, мы быстро подружились. Уроки проходили на «ура», занятия не срывали, часто спорили до хрипоты по разным вопросам отечественной истории (в нагрузку дали вести экономику и право. Даже сейчас не могу с уверенностью сказать, для чего дипломированному учителю истории эти дополнительные предметы?). В шутку они звали меня Нестором Петровичем, при этом хитро спрашивая, смотрел ли я этот фильм. Конечно, смотрел. Мой 11-й класс – ребята шебутные, озорные, весёлые и в то же время простые. Сейчас таких, наверное, нет – учащиеся стали другими, а эти «оторвы» стали мне родными, да и относился я к ним, нарушая профессиональную этику и субординацию, как к младшим братьям и сёстрам. Сейчас они солидные дяди и тёти, живут в разных уголках страны, кто-то на передовой, а есть и те, кто стали учителями.
В первое время было немного непривычно, когда парни и девушки из 11-го, едва заслышав звонок на перемену, мигом собирались и выходили в туалет прямо в окно. Некоторые из парней жадно вырывали из середины общей тетради (по всем предметам) двойные листы, комкая и растирая их на ходу, не забывая делиться с товарищем, сигая в открытое окно. На уроки также лезли в окно, аккуратно отряхиваясь после приземления, предварительно заглядывая в оконный проём, спрашивая разрешения войти.
Последний звонок стал радостным и немного грустным событием – прощаться с ребятами было тяжело. Такого классного выпуска у меня больше не было. Периодически они пишут мне, спрашивают, как дела, как жизнь. Общаемся потихонечку, нередко вспоминая смешные моменты из той, прошлой жизни.
З.ПЕТРОВ.
Фото из интернета.