Война в моей семье
Я родилась через пять лет после войны, и память о ней в моей душе хранится через рассказы мамы, отца, родственников, соседей, через фотографии, ордена и медали, которые хранились практически в каждой семье. Жили мы на Украине, в Черниговской области, в небольшом селе, которое во время войны оккупировали фашисты. В семье моего отца Шевченко Трофима Кирилловича (на снимке) на фронт были призваны три брата: Трофим, старший брат Степан и младший брат Иван. Проводила на фронт своего мужа сестра отца Анна через несколько дней после свадьбы. С тех пор и не видела, получила похоронку и прожила всю свою послевоенную жизнь в одиночестве. Степан тоже не вернулся, пропал без вести, до сих пор о его судьбе ничего не известно.
Отец тоже воевал недолго, был сильно ранен: одна пуля прошла навылет, повредив челюсти, близко к уху, поэтому произошла частичная потеря слуха, другая повредила сухожилия и связки на правом запястье. Поэтому после лечения в госпитале его отправили домой и дали «бронь», то есть не призывали на военную службу, а оставили работать в колхозе кузнецом.
Наград отец получил немного: медали «За отвагу», «За победу над Германией» и, впоследствии, - юбилейные медали.
Отец о войне рассказывать не любил, а вот дядя Иван был неплохим рассказчиком. В основном, из его воспоминаний мы и узнали некоторые эпизоды из их военной биографии.
Шевченко Иван Кириллович (1918 г.р.) в предвоенные годы был призван в ряды Красной Армии, служил на Дальнем Востоке и войну встретил молодым солдатом. Сначала служил в пехоте. Когда началась война, молодых солдат в спешном порядке готовили к отправке на фронт. Из рассказа дяди Ивана: «Нас кормили очень плохо, я боялся, что не выживу. Случайно узнал, что тех, кого готовят в разведчики, кормят лучше, и я пошел проситься к ним. Меня взяли, я несколько воспрянул духом, но тут получил из дома письмо и узнал, что брат Трофим сильно ранен и находится на лечении в госпитале города Чита». Оказалось, что отец сам попросился на лечение именно в Читинский госпиталь, так как в Чите жили родственники.
В письме из дома писали, что село, где осталась семья, находится в немецкой оккупации. В родном доме расселили немцев, а семья вынуждена была жить в сарае, прятаться от бомбежек в погребе. Иван был еще не женат, а в семье Трофима уже была трехлетняя дочь Валентина и новорожденный сын Иван, который родился 8 июля 1941 года, через две недели после начала войны.
С трудом представляется, как маме с малолетними детьми удалось выжить. Помогали соседи, односельчане. Она рассказывала, что хорошо помнит страх перед оккупацией. В соседнем селе, которое находилось в трех километрах западнее, немцы сожгли все дома, так как население пыталось оказать сопротивление. Немцы расселились почти во всех домах, требовали, чтобы их хорошо кормили. Однажды, когда в очередной раз немцы трапезничали за столом, маленькая Валя подошла к незнакомому дяде, он посадил ее на колени, а она стала баловаться и смеяться. Мама похолодела от страха, но сытые немцы, видимо, были в хорошем настроении, не обратили внимания. После этого сестру прятали в погребе вместе с младшей сестрой отца Фросей, которой было всего 17 лет. Однажды молодежь собрали в сельском совете, чтобы отобрать для отправки в Германию. Фросе с подружкой посоветовали сильно натереть глаза луком, чтобы они выглядели как больные тифом. Помогло. Их не взяли, немцы очень боялись тифа.
Иван прошел всю войну, дошел до Праги. Имеет награды: медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Праги», орден Красного Знамени, два ордена Славы и другие. Я помню не все награды. Во времена
моего детства для нас, детей, они не имели такого значения, как в наши дни. Мы с двоюродной сестрой унесли несколько наград в школу для какого-то мероприятия, там они и потерялись. В послевоенные годы дядя Иван многократно приглашался на военные парады, торжественные мероприятия в город Киев.
Наверное, мы просто не понимали, какой ценой добывались эти награды, какую цену заплатили наши отцы и деды за то, чтобы наше поколение не знало войны.
В селе есть две братские могилы. Над одной есть памятник с фамилиями жителей села, погибших во время войны, над другой нет никаких надписей. В ней похоронены неизвестные солдаты, погибшие во время освобождения села. В сельской церкви есть человек, который ухаживает за братскими могилами. В День Победы каждый год звучат салюты в честь победителей, в честь надежды, что страшная война больше никогда не повторится.
Я не знаю, на каких фронтах воевал отец и его братья, спросить уже не у кого. Пусть хотя бы то, что известно мне, не подлежит забвению. Это нужно тем, кто будет жить после нас.
А.Снегурова, учитель биологии, п.Новоорловск.