Война и труд Бадары Очирова
По страницам дневниковых записей.
Кто такой Бадара Соржиевич Очиров (1927-1969 гг.)
Вряд ли кто-то вспомнит о нём в Кункуре. Он в памяти старшего поколения кункурцев. Прожил он недолгую жизнь, всего 42 года, и умер нелепо: от пищевого отравления. Родился пятым ребёнком в семье известного в тридцатые годы столяра и строителя первой школы на кункурской земле Очира Соржиева в местности Харганата (Старый Кункур)
В 1937 году умер его отец, и семья попала в очень тяжёлое положение. Проучившись с 1934 по 1940 годы в Кункурской и Цасучейской школах, 14-летний Бадара, получив справку в сельсовете за семнадцатилетнего (она в то время заменяла паспорт), решил «идти в люди» - поехал в Читу выучиться на штукатура и поскорее зарабатывать деньги на семью. Пройдя через житейские трудности, через шесть месяцев получил аттестат с отличием и устроился на работу в Атамановке. Оттуда попал на рудник Гутай Петровск-Забайкальского района. На дворе пахло войной. Это время было очень тяжёлым для страны, но у юного Бадары жизнь заладилась.
Как 19-летний он весной 1942 года призвался в Красную армию. Начал службу у города Красноярск в пехотном батальоне. Жили в полевых условиях на берегу Енисея, изучали материальную часть автомата и станкового пулемёта, совершали марш-броски. Его часто подводила физическая слабость и маленький рост, но он наизусть знал оружие пехотинца и метко стрелял. В декабре 1942 года в числе лучших солдат его направили в полковую школу г.Новосибирск, где готовили командиров артиллерийского орудия. Через некоторое время часть, где служил Бадара Очиров, была отправлена на фронт. Перед отправлением всех бойцов провели через медкомиссию, и наш земляк был признан негодным по физическому состоянию, ему-то фактически шёл шестнадцатый год. До декабря 1944 года он как опытный и проверенный боец начал работать военруком, инструктором по военному делу и пионервожатым в Агинском и Могойтуйском районах. Как он пишет в дневниках, почувствовал себя настоящим человеком.
Второй раз призвался в армию 17-летним (фактический возраст), уже имеющим военную подготовку. На этот раз попал он в кавалерийскую часть, 129-й кавалерийский полк на станции Даурия.
Девятого мая 1945 года он встретил на полевых занятиях в местности Сагаан-Уула Борзинского района. Узнав по рации об окончании войны на Западе, бойцы тут же прекратили свои занятия – всех охватила радость долгожданной Победы.
В августе 1945 года 129-й кавалерийский полк вошёл в состав 36-й армии генерал-лейтенанта Плиева, Героя Советского Союза, и началось движение всей армии по территории Монголии к Большому Хингану. Было невыносимо жарко, воды не хватало. Приказано – только подпаивать лошадей, а самим держаться. Тут выручила смекалка нашего земляка-степняка. Во Внутренней Монголии он поймал кобылу с большим выменем и подкормил овсом, а та привыкла к нему и подпускала к себе для дойки. Это заметили бойцы, обрадовались, что у них есть молоко, можно его пить, дали лошади кличку «Маша». Так кобылье молоко всем бойцам заменяло воду.
Преодолевали Большой Хинган по узкой тропе – по ней двигались и танки, и обозы, и артиллерия. Если из них что-то мешало общему движению, вынуждены были сталкивать его в пропасть, была опасность атаки японцев с воздуха.
Преодолев горный серпантин Хинган, красноармейцы спустились к китайскому городу Жэхэ. Здесь головной отряд вступил в бой с японцами, а остальные части вошли в зелёный мирный город.
Первым в дежурство в батальоне заступил Бадара Очиров. Вооружившись карабином и гранатами, он выгнал на выпас уставших лошадей во главе с «Машкой». А она повела собратьев в близлежащий огород китайца, засеянного какой-то зеленью. Вдруг хорошо одетый китаец начал махать руками и со своими работниками стал выгонять лошадей из огорода. Наш боец показал им карабин с гранатами, и они заулыбались, показывая большие пальцы рук и что-то проговаривая. И тут наш боец смекнул, что много кормить лошадей нельзя, объедятся, а ему это грозит военным трибуналом. И он попросил их гнать лошадей обратно в расположение батальона. По ходу событий из жестикуляций и мимики Бадара-ахай понял, что эти китайцы – работники того богача, и он на пальцах стал им объяснять, что богатых и бедных в стране не должно быть, подсказал им, что надо бороться с богатыми. И тут случилось невероятное: богач с детьми накрыл большой стол с различными яствами и поставил ханши. Стал приглашать всех, своего освободителя и батраков, к столу. Те сначала стеснялись, погодя решились сесть за стол, и начался мировой пир, закончившийся победой и дружбой народов. С превесёлым настроением наш боец вернулся в часть, а там у всех такое же состояние. Так для Бадары Очирова и его сослуживцев закончилась Вторая мировая война.
12 апреля 1951 года закончилась армейская служба для нашего земляка.
«Итоги семилетней службы в Советской армии таковы: дослужился до старшины, член ВЛКСМ с 1949 года, получил два наряда вне очереди и 48 благодарностей, награды - три медали», - такие слова занес в свой дневник Б.С.Очиров.
Вернувшись домой, он работал избачом сельского клуба и секретарём парторганизации в Кункуре. Земляки 22 декабря 1951 года на отчётном собрании избрали его председателем колхоза, на этой должности пробыл до 13 февраля 1953 года. Вот что писал Бадара Соржиевич в своём дневнике: «Я беспокоился о нужде в питании, одежде и вообще быте колхозников. Хлеба было в полном недостатке, им снабжало государство в порядке ссуды, колхозники задолжали около 76 тысяч рублей колхозу. Капитальные вложения 54 тысяч рублей были израсходованы на фураж для скота. На текущем счёте 94 рубля». Своё председательство в феврале 1953 года подвел такими выводами: «К концу 1952 года дела колхоза пошли в гору. План сдачи сельхозпродуктов государству выполнен. Дебиторская задолженность колхозников полностью ликвидирована».
Затем работал заместителем председателя колхоза, секретарём первичной парторганизации, заведующим овцетоварной фермой.
Районное руководство направило Б.С.Очирова на председательские курсы в Читу. Учился он в средней сельскохозяйственной школе с ноября 1953 по февраль 1954 года. После учёбы трудился на разных работах в родном хозяйстве и в 1956-1957 годах - снова на председательской должности.
До 1969 года жил и работал в Цугольском участке колхоза механизатором, чабаном. В конце жизни - заведующий молочно-товарными фермами.
Интересно было мне читать дневники этого человека. Во время чтения перед мной возникал образ очень любознательного человека, любителя чтения классики и серьёзной литературы, вдумчивого и рассудительного, подвергающего себя, свои поступки и действия самоанализу, прямолинейного в своих суждениях.
П.Аюрзанаев, ветеран педагогического труда.