Главная » 2023 » Апрель » 1 » Война и мир в жизни учителя

Война и мир в жизни учителя

01.04.2023 в 12:08 просмотров: 263 комментариев: 0 Образование

Дугаржалсан Албажинов (на снимке слева), воин и учитель, прожил долгую и счастливую жизнь в своем родном Кункуре. До последних дней своей жизни всегда был в здравом уме и духе, трудился, помогая вместе с внуком Бато дочери Людмиле вести домашнее хозяйство. Радовался встрече со старожилами села, бывшими своими учениками, часто был гостем в школе.

Дугаржалсан Бадмаевич родился в местности Боро-Хунды в кункурских степях в семье Бадмын Албажин и Должид третьим ребенком. Братья - Абида и Аюша, младшую сестру звали Максар.
В раннем детстве был отдан в дети семье Дамдин Гомбын, близким родственникам, проживавшим в Челутае, где прошло его раннее детство. В 1931 году Дамдин Гомбын был репрессирован, и Дугару пришлось вернуться в Кункур. В том году пошел в школу в местности Харганата-Булаг, сомонном центре Кункура, там её окончил. После окончания Судунтуйской семилетней школы в 1940 году поступил в Агинское педагогическое училище, 20 июня 1942 года получил диплом под №12 учителя начальной школы и направлен в село Узон.
В этом же месяце был призван в Красную армию и после прохождения службы в учебном полку направлен в воинскую часть, находившуюся в Монголии у городка Тамцак-Булак. 57-я дивизия защищала Монголию от нападения японских милитаристов, которые выжидали успехов немецких войск на советско-германском фронте в 1941-1942 годах для вторжения на территории СССР и Монголии.
Он вспоминал: «Командиры и политруки полка нам, молодым солдатам, объясняли, что мы тоже находимся на войне. Осень и зима 1942, начало 1943 года в Монголии выдались очень холодными. Кругом голая степь, поблизости никого, ни одного деревца. Жили мы в землянках, надо топить буржуйки. Чем? Приходилось по степи искать топочный материал, к тому же не хватало продуктов питания и теплого обмундирования. 
Однажды весной пришло сообщение о том, что фронту не хватает летчиков, некому летать на новых боевых самолетах. По воинским частям начали искать солдат, годных к летной службе. Я подал рапорт командованию полка. Из нашей части отобрали еще чуть больше десяти человек.
Осенью 1943 года нас направили в г. Славгород Алтайского края, куда перевели из Саратовской области, Балашовское летное училище. Начал учиться на военного летчика, было очень трудно, но интересно. Познакомился и подружился с ребятами. К концу 1944 года научился самостоятельно летать, рвался на фронт. Нас держали в тылу. К этому времени стало ясно, что война идет к концу. В 1945 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о демобилизации из Вооруженных сил воинов с педагогическим и техническим образованием. В звании лейтенанта авиации я был отправлен в запас. Был май 1946 года. Так закончилась для меня война». 
Началась для Дугаржалсана Бадмаевича мирная, гражданская жизнь.
В 1946 году назначили Д.Б.Албажинова заведующим Аршантуевской начальной школой.
В 1947 году перевели инспектором, в августе 1947 года отправили в распоряжение Агинского райкома ВЛКСМ. В 1948-1950 годах работал заведующим Ононской начальной школой в селе Гунэй. Осенью 1950 года он вернулся в родной Кункур учителем. Летом 1959 года Кункурскую начальную школу возглавил Д.Б.Албажинов.
Первые послевоенные годы были очень трудными в наших краях. В 1947 году началась страшная засуха: вся степь в темно-желто-сером цвете, только вдоль Онона узкая зеленая полоса. Началась массовая гибель скота. С 1948 года жизнь природы и людей начала налаживаться.
Вот что он вспоминал об этом времени: «В послевоенные годы заведующему школы необходимо было создавать условия для обучения и воспитания детей: заготовить дрова на зиму, организовать летний ремонт классов, обустроить территорию, подвезти продукты питания для интерната. Также вести уроки в малокомплектном классе. Подготовительные работы к новому учебному году проводили вместе со вторым учителем. Если второй учитель-женщина, все хозяйственные работы организовывал заведующий, привлекая родителей.
Очень трудно было и родителям готовить своих детей к школе. Не каждая семья могла приобрести ткань для шитья школьной одежды и купить обувь, тем более, найти и купить тетради, ручку, чернила для учения, не хватало учебников. Каждый год организовывали ремонт учебников. Классная доска (самбар) с мелом и тряпкой оставалась единственным средством обучения. К тому же, до начала 50-х годов родители должны были производить натуроплату за обучение детей мясом, аарса, замбаа и сдавать в интернат.
Несмотря ни на что, в школе полным ходом шла внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Еженедельно проводились классные часы с политинформациями, чтением книг, обсуждением нарушителей учебной дисциплины. Власть в школе держала пионерская дружина имени Николая Гастелло во главе с пионервожатой (эта должность в школе появилась в начале 50-х годов). Учащиеся подготовительного и первого классов вступали в октябрята, а во втором классе с произнесением клятвы перед дружиной вступали в пионеры, получали право носить пионерский галстук. Этот праздник проводился в день рождения В.И.Ленина – 22 апреля. В праздники отличившимся учащимся вручался подарок – один-полтора метра ткани, канцелярские принадлежности. Учебный год состоял из двух полугодий, каникулы школьников только в зимнее время, после Нового года. В субботнее и воскресное время проводили сбор металлолома, макулатуры и костей, занимались сануборкой, помогали семьям не вернувшихся фронтовиков, одиноким старикам. Весной и осенью - посадками деревьев, готовились к праздничным концертам.
В 1959 году в Кункуре появилось электричество и радио. В конторе колхоза создали радиоузел (радисты Д.Намсараев, Н.Дамдинжапов), в квартирах – радиоточки, мощный громкоговоритель в центре села. Чтобы дети впустую не проводили свободное время, организовали в пионерской комнате просмотр диафильмов по графику. Дети с удовольствием приходили смотреть их.
Дети тех лет свое свободное время проводили на улице: зимой  катались на лыжах по снегу или с горки, на льду на коньках-«снегурочках», летом популярны были подвижные игры. Я участвовал или организовывал все эти мероприятия и всегда с баяном. Заставлял своих коллег принимать активное участие в них». 
Ученики до сих пор вспоминают его с благодарностью, уважением и теплотой. Знают как великолепного рассказчика-юмориста, баяниста, аккуратнейшего учителя. 
С 1962 года Д.Б.Албажинов по решению Агинского райкома КПСС был направлен на советскую и партийную работу. Был председателем Кункурского сельского совета, секретарем первичной партийной организации колхоза им.Ленина (Кункур).
Об этом периоде своей жизни он рассказывал: «С осени 1958 года председателем колхоза стал Дашидондок Цыренович Цыренов, работавший до этого директором АСШ №1. Наше коллективное хозяйство при нем превратилось в одно из передовых в округе. Увеличились производство сельскохозяйственной продукции, поголовье общественного скота. Началось строительство типовых зданий школы, клуба и интерната. Установили телефонную связь между Кункуром, Цуголом и Булумом. Появились современные зернотоки, которые стали целыми селами. Цыренов задумывал строить начальную школу в Цуголе. 
Художественная самодеятельность стала популярна среди молодежи села. Моя работа как председателя совета или парторга колхоза заключалась в организации партийно-политической работы среди колхозников, создании нормальных условий для них в период важнейших сельскохозяйственных кампаний - окотной, посевной, уборочной, организовывать массовые торжественные мероприятия, как 7-е Ноября, Новый год, летний праздник и спартакиаду.
В 1964 году в селе открылась восьмилетняя школа, директором школы был назначен Цырендоржи Найданович Найданов, уроженец Кункура, завуч Хара-Шибирской средней школы.
В тот год Д.Б.Албажинов вернулся в школу. В восьмилетней и средней школе он работал заведующим пришкольным интернатом, завхозом и военруком школы. С должности военрука ушёл на заслуженный отдых. 

П.Аюрзанаев, 
ветеран 
педагогического труда.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES