Война – это всегда боль и кровь
От Самарканда до Баграма прошел службу в Советской армии Батор Доржиев, участник войны в Афганистане, выпускник Зуткулейской средней школы, ныне председатель совета депутатов МР «Дульдургинский район» Батор Доржиев .
Он родился в 1962 году средним сыном в семье известного председателя колхоза «Родина» Норбо Доржиевича Доржиева, награжденного орденом «Знак Почета», заслуженного зоотехника РСФСР, почетного гражданина Агинского Бурятского автономного округа, и Лхамацырен Дармаевой, всю жизнь проработавшей в Зуткулейском колхозе. У нашего героя обычная биография поколения 80-х годов прошлого века.
- После школы по комсомольской путевке работал в комсомольско-молодежной овцеводческой бригаде «Ошон», - рассказывает Батор Норбоевич. Вместе с наставником Базаржап-ахай Аюшиевым и одноклассниками ухаживали за маточной отарой в две тысячи голов. В колхозе было создано четыре КМОБ по уходу за овцами и одна по разведению КРС.
В колхозе «Родина» в те годы содержалось порядка 47 тыс.овец. На полях хозяйства под руководством опытного агронома Бадмы Жигжитовича Жамбалдоржиева получали высокие урожаи ячменя, пшеницы, кормовых культур.
– В полную силу, в две смены работал цех кормопроизводства по выпуску витаминной муки, дробленки, гранулов для скота, - продолжает собеседник. Старший сын Бадмы Жигжитовича – Владимир, командовал ротой в Афганистане, - вспоминает Батор Норбоевич.
- В апреле 1979 года я услышал по телевидению, что в соседнем Афганистане произошла революция и братский народ просит помощи у СССР в защите его завоеваний. «Вот бы помочь им», - промелькнуло в голове, - вспоминает Б.Н.Доржиев. - И как в воду глядел – попал в Афганистан.
Пятого мая 1980 года его вместе с другими ребятами из района привезли на пересыльный пункт в Антипиху. Далее огромный ТУ-154 доставил ребят через Чимкент, Ташкент в Туркистанский военный округ, в г.Самарканд, в учебную войсковую часть 55922, в батальон связи.
«Учебку» молодой курсант прошел в первом взводе первой роты, куда собирались наиболее выносливые парни для отправки в Афганистан.
- С первого дня мы знали, где будем служить, были патриотами и особой тревоги не испытывали, - говорит Батор Норбоевич, - выдали нам облегченную южную форму, юфтевые ботинки (те же «кирзачи» в виде ботинок), «гоняли» по полному – до сантиметровых мозолей на ногах. Из Дульдурги в другие части попали Герман Бороев, Валерий Муратов.
– Нас готовили начальниками стационарных и мобильных радиостанции на ГАЗ-66 и БТРах по обеспечению связи - от спутниковой до проводной. Связь была «глазами и ушами» подразделений.
Через шесть месяцев, в ноябре 1980 года, огромный транспортный АН доставил Батора и его сослуживцев в Кабул, через две недели передислоцировали в Баграм, где формировалась 201-я мотострелковая дивизия. На аэродром ежечасно садились и взлетали самолеты и вертолеты с танкистами, десантниками, десантно-штурмовыми бригадами. Советская армия с полной мощью входила в Афганистан для оказания интернациональной помощи.
– Жили в палатках, кругом грязь, слякоть, песок в зубах. Ночью моджахеды вели минометные обстрелы по аэродрому, взлетали «вертушки» и «сушки» уничтожали «духов», - рассказывает он. – Автомат Калашникова был лучшим другом днем и ночью.
Связисты в составе «охотников за караванами» уходили на боевые задания. Иногда не возвращались – были ранены или, что прискорбно, «грузом 200» переправлялись в Союз. Солдатам, сержантам, офицерам выдавались чеки внешторга «Березка», кому меньше – кому больше. Получали по 10-14 чеков, покупали на них сладости, еду. В афганских дуканах, на рынках продавали все – от американских джинсов до кассетных японских магнитофонов «Панасоник». Многие афганцы ездили на «Тойотах», невиданных в Советском Союзе. Ночью - обстрелы, война, днем гудит торговля – таковой была действительность. Советские военно-
служащие, как ни парадоксально, были движителями экономики Афганистана, строили дороги, заводы, расширяли торговлю. Афганский народ относился к «шурави» по- разному – от братской дружбы до откровенной ненависти со стороны душманов.
Восемь месяцев Батору Доржиеву пришлось служить на одной из горных точек по охране и защите от нападений моджахедов «дороги жизни» - тоннеля и перевала Саланг, построенного советскими инженерами в дар афганскому народу. По двухкилометровому тоннелю стратегического значения с севера на юг беспрерывно шли грузы, двигались колонны техники, бензовозы в сопровождении танков и БТРов.
– Точка располагалась на высоте 4800 метров над уровнем моря, воздух разряженный, трудно дышать, тридцать метров хода, как километр пробежал, - рассказывает Батор. – Ночью мороз, днем жара, боеприпасов не жалели, питались сухпаем, несли караул, вели дозоры через каждый час. Кто был выше по высоте в горах, тот и побеждал. Рация была дороже золота, единственной связью с собратьями по оружию. От боеготовности «точек» зависела судьба колонн и жизнь сотен и тысяч советских воинов. С гор спускались только больные и симулянты (были и такие). Один «афганец» мне рассказывал, что его сослуживец из Москвы написал жалобу домой, и его перевели служить в морг, где он благополучно «отпахал» срочную, а теперь рассказывает байки о боях в Афгане.
По мнению Б.Н.Доржиева, успешной службе способствовали навыки по оружию, химзащите в ОЗК, полученные на уроках НВП в Зуткулейской средней школе при Самбо Цыреновиче Дугаржапове.
– Пришел готовым солдатом, - смеется Батор Норбоевич.
- Земляков в Афганистане не встречали? – спрашиваю.
- Нет, но после армии узнал, при встрече, что на северной стороне Баграма служил старший лейтенант ВДВ, зуткулеец Дондок Цыдендамбаев, но тогда свидеться не удалось.
В начале 1982 года воин-интернационалист Б.Доржиев вернулся с точки в Баграм и через четыре месяца приказом министра обороны Д.Устинова ушел на дембель. Кабул, Ашхабад, Ташкент и через всю страну – домой, в Агу, Зуткулей.
- Заметил, что у мамы волосы сильно поседели за два года, - говорит Батор.
Он с теплотой вспоминает Игоря Леконцева, Игоря Турта из Украины, Володю Соловьева, Колю Клыкова. В двухтысячные с боевым товарищем Евгением Штефран, уже предпринимателем, встретились в Москве. Из Зуткулея афганскую войну прошли четыре земляка, 17 человек – пятеро офицерами, 12 – солдатами и сержантами - из Дульдургинского района.
После службы Б.Н.Доржиеву пришлось трудиться оператором АВМ в кормоцехе колхоза «Родина», работать освобожденным секретарем первичной комсомольской организации колхоза, вторым, первым секретарем Дульдургинского РК ВЛКСМ. С 1994 по 2006 годы служил в органах внутренних дел, в качестве замначальника по кадрам. В звании майора уволился в запас. Супруга – Жаргалма Мункожаргаловна – бухгалтер отдела культуры, старшая дочь – Аюна Баторовна – заведующая детским садом «Бэлиг» в с.Дульдурга, дочь Арюна – подполковник юстиции, сын Зоригто работает в отделе по незаконному обороту наркотиков в Чите, радуют дедушку и бабушку восемь внуков и внучек.
Ежегодно в Дульдурге проводится турнир по мини-футболу на призы воинов-афганцев, существует отделение Всероссийской организации «Боевое братство». Среди многих наград наиболее памятными и дорогими по праву считаются медали «От благодарного афганского народа», «За ратную доблесть».
- Я не жалею, что служил в Афганистане, где узнал цену дружбы и взаимовыручки, но хотелось, чтобы подобного не повторилось, - считает Батор Норбоевич. – Война - это всегда боль и кровь.
Арсалан ДОБЧИНОВ.