Воин, хозяйственник, строитель
В далеком 1922 году в многодетной бурятской семье появился на свет восьмой ребенок - сын Цынгэ. Едва исполнился ему годик, не стало отца, и мать осталась одна с детьми на руках. Жили в юрте, с ранних лет дети приучились к тяжелому деревенскому труду. Но не забывали они и об учебе. Окончив начальную Урдо-Агинскую школу, Цынгэ Батоев (на снимке) отправился в Агинское, где поступил в пятый класс АСШ №1. В 1941 году, после окончания 9 класса средней школы, прямо со школьной скамьи ему, как и многим мальчикам тех лет, пришлось отправиться на фронт – защищать родную страну.
Команду, в которую вошли жители Могойтуя, Дульдурги и Агинского, отправили в Новосибирское военно-пехотное училище. Шла война, и учить долго не было возможности: на фронте нуждались в новой силе, поэтому вместо положенных нескольких лет молоденьких лейтенантов подготовили за шесть с половиной месяцев. 1941-1942-е – самые страшные и тяжелые годы войны – наши войска несли огромные потери, армия отступала.
Май 1942-го, Калининский фронт: мальчишки, вчерашние школьники, едва примерив военную форму и лейтенантские погоны, попали в самое пекло войны. Это была жестокая битва подо Ржевом, где сотнями гибли наши солдаты. Низменная болотистая местность, кругом вода. По словам Цынгэ Батоевича, окопаться было невозможно, поэтому во время обстрела падали прямо в грязь, в воду. Младший лейтенант Цынгэ Батоев вступил в бой в должности командира взвода 653-го стрелкового полка 220-й стрелковой дивизии. Быть командиром стрелкового взвода в бою - самая ответственная и опасная должность, так как он находился вместе с вверенными ему солдатами на передовой, лицом к лицу с врагом. Он являлся единственным непосредственным руководителем и опорой бойцов, должен был обладать полным их доверием и уважением. Таким командиром он и был. Поэтому не на словах, а на деле в жизнь взвода был введен принцип: «Один за всех и все за одного». Этот принцип способствовал не только успеху боя, но и дружному отступлению, не оставляя на поле брани убитых и раненых. Этому боевому братству обязан и сам Цынгэ Батоевич. Тяжело раненного в ногу и истекающего кровью комвзвода вызволили из цепких объятий смерти его боевые друзья – бойцы. Полгода лечился в разных госпиталях, выписался инвалидом II группы.
Цынгэ Батоевич вернулся домой в 1943 году на двух костылях. После короткого отпуска он «окунулся» в мирнобоевую должность: помогал подготовке кадров для сражающейся Красной Армии. В 1943-1945 гг., вплоть до победного конца войны, работал председателем Агинского районного совета ДОСААФ, военруком Агинского педучилища и Урдо-Агинской средней школы. Всю свою послевоенную жизнь посвятил сельскохозяйственному производству. Работал в колхозе «Мир» Агинского района учетчиком и бригадиром тракторной бригады, заведующим МТФ, заместителем и председателем колхоза. Он прошел все инстанции сельскохозяйственного производства.
Трудности послевоенного восстановления народного хозяйства он испытал сполна. Голодные годы и засуха подтачивали едва уцелевшие от военных разрушений колхозы. Несмотря на эти испытания, хозяйства поднимались, подлечивая раны военных лет. В эти годы личный пример руководителей хозяйств, как и командиров в бою, играл решающую роль в преодолении возникающих трудностей и вверенных им коллективов.
В 1965 году, по решению Агинского окружного комитета партии, был назначен председателем колхоза «Коммунизм» Могойтуйского района. На посту руководителя колхоза «Коммунизм» с новой силой проявились его организаторские способности, которые в сочетании с уважительным отношением к людям и заботой о них создали Цынгэ Батоевичу за короткий период авторитет и признание членов колхоза. Это способствовало стабильному развитию хозяйства, выполнению всех планов продажи и производства сельскохозяйственной продукции, развитию социально-культурной сферы села. В последний год его руководства колхоз имел 1479 голов крупного рогатого скота, овец – 29736 голов, реализовал 535 голов элитных баран-производителей. Колхоз представлял собой перспективное развивающееся многоотраслевое механизированное хозяйство со всеми необходимыми службами и квалифицированными кадрами.
С 1975 года и вплоть до ухода на заслуженный отдых Цынгэ Батоевич работал в Могойтуйской строительной организации. И на этом посту он всецело отдавался работе, под его началом были построены здания Могойтуйского ПУ-23, Дома культуры, сданы множество кошар в колхозах района, дома для работников своей организации и многие другие объекты.
Его самоотверженный труд на благо Родины отмечен государственными наградами: орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета» и медалями «За победу над Германией», Жукова, он почетный гражданин Агинского Бурятского автономного округа. Неоднократно избирался депутатом районного, окружного, областного советов депутатов трудящихся. Все его награды бережно хранятся в семейном архиве.
Вместе с супругой Должинжаб Жамсоевной воспитали пятерых детей, есть внуки, правнуки.
С каждым годом, к большому сожалению, редеет строй воинов-освободителей, но «Бессмертный полк» будет «шагать» и дальше, и, в том числе, наш отец, дед и прадед Цынгэ Батоевич Батоев.
Семьи Сыжиповых и Намсараевых.
Фото из личного архива.