Воевал в Корее
Жимбадоржи Балданов (на снимке) родился 22 ноября 1930 года в семье Сокшигба Соктоева в селе Челутай Агинского района. В семье было шестеро детей, он был четвертым ребенком. В 30-х годах его отец работал бригадиром по животноводству в коммуне.
В марте 1933 года в числе семи человек (все руководители коммуны) был арестован. Восемь месяцев он находился под следствием и был оправдан. Когда его выпустили из тюрьмы, он вернулся домой, но его семья была отправлена по этапу, как семья репрессированного. Его мать своих младших троих детей перед отправкой по этапу оставила у родственников, и они удочерили и усыновили их. Пятилетнего Жимбадоржи взяла бездетная семья Балдана Намчинова из села Ага-Хангил, с тех пор он носит фамилию Балданов.
После окончания восьми классов работал шофером. В 1949 году женился на Долгор Лобановой, дочери Лобана Намдакова и Цыбегмит Бадмаевой, уроженке села Ага-Хангил. В 1950 году у них родилась дочь Цыпелма. 18 марта 1951 года был призван в армию, где сначала прошел ускоренный курс молодого бойца. Он попал в Иркутскую артиллерийскую дивизию, которая формировалась для оказания военной помощи дружественной Корее. Всем им дали автомобили «Студебеккер». В числе 130 шоферов зенитный полк, в котором служил Жимбадоржи Балданов, погрузился в воинский эшелон под командованием подполковника Кузнецова и был направлен в Северную Корею через Китай. Их часть определили для охраны Аньдунского железнодорожного и автомобильного мостов на реке Лаутзянь. Немного позже полк вошел в состав 64-го авиакорпуса, которым командовал генерал-лейтенант Лобов, и им была поставлена задача – охранять Аньдунский аэродром, на котором дислоцировались передовые части китайской объединенной воздушной армии и корпуса, в котором служил Жимбадоржи Балданов. Боевую службу он нес в течение 20 месяцев и 16 дней. Им не разрешалось носить военную форму советских солдат, поэтому они одевали форму солдат Китайской народной армии.
Во время одного из налетов американской вражеской авиации Жимбадоржи Балданов получил ранение осколком снаряда и попал в госпиталь г.Аньдун. Активные действия войск КНА, а также поддержка СССР привели к подписанию 27 июля 1953 года соглашения о прекращении огня и перемирии.
18 февраля 1953 года, выполнив интернациональный долг, Ж.Балданов вместе с боевыми товарищами прибыл в город Иркутск и дальше продолжил военную службу до октября 1954 года. После демобилизации устроился водителем-продавцом автолавки Агинского райпо. Его зеленую автолавку с номером 44-62 всегда можно было видеть на степных дорогах зимой и летом, и в снег, и в дождь, у животноводов и механизаторов Челутая, Аргалея, Хойто-Аги, Сахюрты, Урда-Аги, во всех селах Агинского района.
За 26 лет безупречной работы в потребкооперации на разных должностях - водитель-продавец, заведующий торговым отделом райпо, директор цокто-хангильского торгово-розничного предприятия, он много раз награждался почетными грамотами, ценными подарками, удостаивался званий «Победитель социалистического соревнования». Был награжден знаком «Отличник советской потребкооперации». Вместе с супругой Долгор Лобановой вырастили и воспитали шестерых детей, растут внуки, правнуки.
Лев БОРОЕВ.