Виктория Лобанова: «Мы сохранили рабочие места»
Недаром говорят, что успех бизнеса на девяносто процентов зависит от сильного лидера, не боящегося перемен, идущего навстречу всем трудностям и преодолевающего преграды. На такого лидера равняются, за ним идут, ему доверяют. И именно таким лидером, без сомнения, можно назвать В.Д.Лобанову (на снимке) – известную в нашем округе бизнесвумен, женщину-ресторатора, превратившую ресторанный бизнес в своего рода искусство. В период самоизоляции банкетный зал Grand Bliss, которым на протяжении девяти лет управляет Виктория Дамдиновна, не только не закрылся, но и освоил новое направление работы. Обо всем этом в нашей беседе.
- Виктория Дамдиновна, расскажите, как для вас началась самоизоляция?
- Последний перед изоляцией банкет мы провели 27 марта, на следующий день сделали генеральную уборку помещения и с первого апреля всем коллективом ушли на самоизоляцию. В первые дни мы все были настолько напуганы распространением коронавируса, что, можно сказать, безвылазно сидели дома. Занимались домашними делами – готовка, стирка, уборка, огородом тогда еще рано было заниматься. Через две недели терпение иссякло – я не могу долго сидеть без дела.
- Как возникла идея организовать доставку?
- Многие кафе в Агинском на тот момент закрылись, доставкой никто практически не занимался, и мы задумались о том, чтобы попробовать этот вариант. Посоветовались с мужем и решили, что необходимо что-то делать, не столько из-за нас самих, сколько из-за наших сотрудников – необходимо обеспечить их работой, они же должны на что-то жить.
Кроме того, обязательные платежи за электроэнергию, налоги, теплообеспечение никто не отменял. Мы все оплачивали вовремя, старались, чтобы задолженностей не возникало.
Обговорив все моменты с нашим старшим поваром Клавдией Георгиевной, решили открываться. Доставку мы открыли 15 апреля, на тот момент были одними из первых заведений общепита в Агинском, из банкетных залов – самые первые.
- Какие возникали сложности?
- Изначально я через соцсети, в частности через Инстаграм, несколько раз «закидывала удочку» - проверить будет ли нашим людям интересна такая подача. Сначала заказов было мало, я стала чаще подавать объявления и они пошли.
Но перестраивались мы очень сложно. У нас немного другая специфика – мы привыкли работать на банкеты, работаем так уже семь лет и за этот срок все механизмы отлажены до автоматизма. А тут все по-другому. Основная проблема заключалась не в приготовлении блюд, конечно, а в самой организации. В первые дни это был полный провал, потому что сначала у нас оператор был одновременно и курьером – пока заказов было мало, он все успевал. Между заказами в небольшом количестве делали заготовки– боялись, чтобы все это не испортилось. С каждым днем заявок становилось все больше. В качестве доставщиков мы стали подключать таксистов. Но тут опять возникли трудности – так как таксисты не несут ответственность за доставляемый груз, могут его перевернуть, наклонить. Первые блюда проливались, все это приходило в неприглядный вид, естественно, нас не устраивало такое положение вещей – мы считаем, что клиент должен получать заказанное блюдо в идеальном виде.
- Сколько сотрудников у вас сейчас в коллективе?
- Нашей главной задачей на самоизоляции было сохранить рабочие места для людей. До выхода на вынужденный отдых у нас работало пять человек – два повара, два помощника повара и посудница. Все они остались на своих местах, еще добавилось два курьера и оператор. Таким образом, сейчас наш коллектив состоит из восьми человек. Я тоже каждый день на работе и могу быть и поваром, и оператором, и курьером – когда не хватает рук делаю все, что необходимо. В Агинском большая нехватка квалифицированных кадров, в частности, поваров. Поэтому мне бы хотелось отметить словами благодарности наших поваров - Клавдию Сергееву и Викторию Боднарь, они с нами уже много лет, и в этом году в очередной раз проявили себя как профессионалы своего дела – очень быстро перестроились на новый режим работы.
- Планируете ли вы после снятия самоизоляции продолжить практику с доставкой?
- Да, безусловно. Мы столько нервов и сил потратили, пока учились, что прекратить это нельзя. Мы занимаемся доставкой уже три месяца, за это время у меня было всего четыре выходных. Не могу себе позволить все пустить на самотек. Сейчас, конечно, уже намного легче – все обучились, работаем строго ассортименту и меню, которую разработали сами. Большой опыт в ресторанном бизнесе играет свою роль – всю калькуляцию мы провели сами, исходя из итоговой суммы заказа, рассчитали граммовку блюд.
- Как клиенты отнеслись к нововведениям?
- У нас есть свое сообщество в Вайбер, заказы, в основном, принимаем в онлайн-режиме. Я веду постоянный диалог с клиентами, интересуюсь, все ли нравится, принимаю предложения, выслушиваю претензии, если они есть. Конечно, всегда найдутся недовольные, но тех, кто пишет добрые слова намного больше. У нас уже есть постоянные клиенты, и новые прибывают. Разницы для тех, кто с нами давно и тех, кто только стал нашим клиентом, мы не делаем. Для нас все равны и одинаково дороги. Вообще, наш главный принцип в работе – клиент должен быть доволен. Этому стараемся следовать.
- Что вы предлагаете своим клиентам?
- По началу у нас были только супы и котлеты. Потом мы решили попробовать сделать пиццу. С этим тоже были проблемы – множество рецептов, не все из которых нас устраивали. В конце концов, мы подобрали один, который нам целиком и полностью подошел и сейчас работаем по нему. Предлагаем три вида пиццы.
Затем возникла классная идея, можно сказать это мое детище, - разные ланчи. К примеру, блюдо китайской кухни стоит в среднем 350 рублей (в ресторане Grand Bliss), для обеда в Агинском это, конечно, дороговато. Поэтому решила сделать ланч, в котором совмещены три блюда по доступной цене. Так и появились у нас ланчи. Сейчас мы предлагаем пять видов – china-ланч, бургер-ланч, fish-ланч, chiken-ланч и бурят-ланч. У нас практически полностью собственное производство, мясную продукцию закупаем у местных производителей, многие овощи с собственного огорода, который увеличили в этом году из-за самоизоляции. Стоимость ланча всего 250 рублей, за эту цену клиент получает комплексный обед из трех блюд. Общий вес ланч-бокса - 400 г, но, скажу по секрету, нередко бывает и больше, этого вполне хватает даже на двоих, так что, объединившись с коллегой, можно заказать один ланч на двоих и заплатить всего 125 рублей. В скором времени в меню также появятся напитки, в ближайшие дни – брусничный морс.
- Ланчи предлагаются в конкретное время?
- Нет, в течение всего дня можно заказывать ланч, но нужно учитывать, что время приготовления варьируется от 10 до 50 минут. Это объясняется тем, что мы не делаем никаких заготовок и работаем для каждого заказа индивидуально. Мы работаем с десяти утра и до восьми часов вечера. Конечно, было бы очень удобно, если бы клиенты делали заявку заранее, к определенному времени, это бы намного облегчило процесс. При заказе свыше 500 рублей - доставка бесплатная, ниже – 80, в отдаленные районы (мкр.Западный, Амитхаша, Бом-гора) – сто рублей.
- Какие планы у вас на ближайшее будущее?
- С девятого июля на территории Забайкальского края разрешена работа летних кафе, мы ждем гостей на летних верандах Grand Bliss. Проведены покрасочные работы, оформлены беседки, все готово к приему гостей. Когда разрешат работать в помещении, мы откроемся как ресторан с соблюдением всех необходимых предосторожностей по расстановке столов на определенные расстояния. По поводу работы банкетного зала, ничего конкретного пока сказать не могу. Конечно, если разрешат открыть, мы готовы. Но вопрос в том, приедут ли гости, не побоятся ли? Поэтому этот вопрос пока открыт.
- Тяжело ли бизнес переносит период самоизоляции?
- Если честно, в начале как к войне готовились (смеется), а сейчас, конечно, уже легче. Я считаю, что работы хватит на всех, если захотеть и не лениться. У нас в мыслях было даже открытие цеха полуфабрикатов, но так как все лаборатории на тот момент были закрыты, мы не смогли осуществить задуманное. Так что, кто ищет, тот всегда найдет. Самые главные итоги, которые мы вынесли после самоизоляции – мы сумели сохранить рабочие места для наших сотрудников, и мы освоили новое направление услуг. Сложных, но очень интересных. Сейчас сами замечаем, что мышление уже работает по-другому, появился драйв. На работу мы приходим с удовольствием. Так что даже в период самоизоляции можно найти решение всех проблем.
- Спасибо за беседу.
Маргарита Никифорова.