Велосипедное детство и дух дабаана
Что велосипед значит для вас? Немного подумав, кто-то скажет, что велосипед полезен для здоровья, кто-то отметит, что велосипед дает ощущение свободы, дарит незабываемые путешествия и яркие впечатления. А для меня велосипед - это еще и мистика. Почему спросите вы? Не все сразу, но обо всем по порядку.
Конец перестроечных 1980-х. Советскому Союзу, давшему нам беззаботное счастливое детство, оставалось недолго. Шли последние годы огромной социалистической империи. Но в том моем далеком советском детстве в Читинской области, Агинском Бурятском автономном округе, с.Цокто-Хангил, богатом аграрном и животноводческом колхозе им.XXII партсъезда, расположенном в бескрайних агинских степях, мы, юнцы-школьники, не догадывались об этом. Мы только и занимались тем, что с пользой и без пользы проводили время: учились в школе, играли в футбол и хоккей, пасли коров и овец, ухаживали не только за личным огородом, но и за школьным, играли напильником в сверхувлекательную стратегию «земля», косили и стоговали сено, играли, нашив фальшпогоны и взяв в руки деревянные автоматы, в «Зарницу», рубили на зимнем морозе дрова и стригли огромных баранов-хуцанов.
А еще пацаны, счастливые обладатели двухколесных транспортных средств, в свободное время разукрашивали свои велики: ставили цветные катафоты, фонарики, приподнимали крылья, красили, клеили наклейки и пр. и пр. Этим, как бы сейчас сказали, тюнингом или моддингом, можно было заниматься с упоением, лишь бы руки, конечно, росли оттуда, откуда нужно.
Мой первый велосипед, подростковый, который мы тогда называли «Амазонкой», угнали через месяц, как только я забежал жарким летним днем домой попить воды, оставив его возле забора. Моему огорчению и детским слезам, конечно же, не было предела. Через год или два я стал обладателем полноценного взрослого «Урала», на котором гонял пару раз даже в зимнюю стужу, перед новогодними праздниками.
Как-то во время длинных летних каникул мы, неугомонные четверо- и пятиклассники, почти все соседские, с одной центральной улицы, повадились кататься на велосипедах на перевал, расположенный на северо-востоке Цокто-Хангила – Сэсэгтын дабаан, название которого с бурятского языка переводится как Цветочный перевал.
Перевал - святое место, где обязательно надо поднести монеты, рис или зерно покровителю – духу местности. На худой конец, можно поднести просто спички, табак, отрез ткани, что-то вещественное, дабы не обидеть мистическую силу. В противном случае, как утверждали народные притчи, людей постигали несчастные случаи: то зверь нападет, то заглохнет машина, то еще какая-нибудь оказия.
Два Баира, Баясхалан, Биликто и еще двое пацанов, имена которых, к сожалению, забыл за давностью лет, на трех велосипедах, подсадив друзей на раму, почти каждый день взбирались на этот перевал. Шумели, галдели, радостно озирались по сторонам, рассматривая окрестности и родное село с высоты. Вдоволь набегавшись на вершине, мы весело и с ветерком спускались на своих великах с дабаана.
Подношения же хозяину - духу дабаана - мы преподнесли только в первый день велосипедного похода. А потом, приезжая на перевал в другие дни, мы благополучно забыли о необходимом ритуале. Что сказать, дети.
И вот, в жаркий летний день мы – два Баира - первыми из велосипедной ватаги взобрались на Сэсэгтын дабаан. Отстающие ребята были внизу, еще далеко от нас. И тут я увидел, как большой каменный холм на вершине перевала превратился в огромный страшный лик, который смотрел прямо на нас двоих. Над ним в небе низко парил кругами огромный беркут, поблескивая черным сверлящим глазом. Меня и друга Баира охватил леденящий ужас. Наши юные мальчишеские души сжались от пронизывающего страха в маленькие комочки.
Оправившись от ужаса, через несколько мгновений мы лихорадочно повернули велик и покатили вниз с перевала что есть мочи. Криками развернули остальных ребят, которые еще не успели доехать до дабаана. Наверное, по нашему испуганному виду и округлившимся от страха глазам они поняли, что надо скорее убираться с этой местности подобру-поздорову. Велики мы катили вниз так, что ветер свистел в ушах.
После этого мистического случая мы тем летом перестали ездить на перевал. Стало понятно, что мы рассердили дух-сабдак* Сэсэгтын дабаана, которого тревожили все лето галдежом и шумом, не почитали его, проявляли неуважение, не поднося ему дары. Сабдак припугнул нас, проявив нам свой древний лик и тотемного носителя – степного беркута.
Впоследствии мы часто бывали на перевале, когда ездили на колхозные поля копать картошку или пасти сельскую скотину, но каждый раз я преподносил духу дабаана спички или зерно, с содроганием вспоминая тот мистический случай.
* Примечание
Дух-сабдак местности – духи, обитающие на земле. Чаще всего имеют местом обитания примечательные природные объекты. Одинокую или необычную по форме гору или сопку, одинокое или очень крупное озеро, необычный остров на реке или озере, крупный камень посреди степи и т.д. Чаще всего это бывшие люди, которые в наказание или в награду (зависит от места) присматривают за определёнными территориями. Они бывают и дружелюбными, и опасными. Их иерархия зависит от конкретного места и силы одного над другим. Называют их сабдак по аналогии с тибетской классификацией духов, где сабдак является хозяином какой-либо горы.
Б.Жамбалнимбуев,
г.Чита.