Великий сын Урдо-Аги
Хайдуп Галсанов (Мухадайн Галсан Хайдуб) – лама, выходец из хубдутского рода, по имеющимся данным, родился в 1881 году, в Год железной Змеи, в Урдо-Агинском сомоне, в местности Тулмусан.
Судьба свела его с Агван-Лобсан Доржиевичем (1853-1938), ученым, дипломатом, просветителем, учителем Далай-ламы XIII и его представителем в России, настоятелем Санкт-Петербургского дацана, выходцем из галзутского рода одиннадцати хоринских бурят.
По всей видимости, Хайдуп-лама был успевающим учеником и вскоре становится первым помощником своего учителя Агвана Доржиева.
Он рассказывал выдающемуся бурятскому философу, буддологу и тибетологу Б.Дандарону (1914 г.р.), что вместе с А.Доржиевым в 1922 году были на аудиенции у В.И.Ленина и что при этом присутствовал И.В.Сталин. Ему было поручено заняться вопросами, которые ставили ламы.
В 1928 году на III Духовном Соборе Хайдуп Галсанов был избран исполняющим обязанности председателя Центрального Духовного Совета буддистов Восточной Сибири. 28 ноября 1931 г. коллегией ОГПУ был приговорен к трем годам высылки по ст.58-2 УК РСФСР.
Необходимо подчеркнуть: в тяжелое для северного буддизма время происходили эти события, и надо было иметь мужество, духовный подвиг для достижения намеченной цели.
Во время Великой Отечественной войны И.Сталин начал опираться на патриотическую позицию духовенства. В 1944 году он встречался с бурятскими ламами под руководством Дид Хамбо-ламы Хайдупа Галсанова, где рассматривался вопрос об открытии буддийского монастыря в Бурят-Монгольской республике.
Призыв буддийского духовенства «Все для фронта» оказал мощное влияние на бурятское население. Так, Дид Хамбо-лама в своем выступлении говорил: «Нам надо поднимать дух верующего населения и производить сбор средств в фонд Красной Армии и путем совершения молитвы разъяснять верующим о необходимости помощи своей Родине». Был начат сбор средств в фонд обороны. Согласно архивным материалам и данным Госбанка СССР, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд защиты Отечества поступило около половины миллиона рублей, а Хайдуп Галсанов лично внес 90 тыс. рублей, за что получил благодарность от руководителя страны.
И вот через 22 года он напомнил Сталину о том разговоре с Лениным, где ему, И.Сталину, было поручено заняться вопросами, исходящими от забайкальских лам. В 1945 году состоялась еще одна встреча Сталина с Хайдупом Галсановым, и второго мая постановлением Совнаркома Бурят-Монгольской АССР было разрешено открыть буддийский храм. Так появился Иволгинский дацан. В Агинском округе открылся второй дацан. И вот в такой, казалось бы, безнадежной атмосфере в Забайкалье снова зажглась лампада со своим «Мунхэ зула».
12 декабря 1945 года во главе с Хайдупом Галсановым была проведена первая открытая служба «Сахюусан хурал» в Иволгинском дацане, а в феврале следующего года - «Сагаалганай хурал» - соблюдением всех религиозно-обрядовых канонов.
Досточтимый Дид Хамбо-лама Хайдуп Галсанов умер в 1946 году. Реабилитирован второго ноября 1989 года.
К 250-летию института Пандито хамбо-лам России и в знак признательности и глубочайшего уважения великого сына Урда-Аги - Хайдапа Галсанова, идет строительство субургана, торжественное открытие которого состоится 18 августа 2014 года.
Б.БАТОЖАРГАЛОВ, директор историко-краеведческого музея СП «Урда-Ага».