Валерий Еланов: «Буду вечно молодым»
Интернациональные семьи Аги
Продолжение. Начало в №71, 73.
45 лет я каждое первое сентября входила в класс, и мне нравилось видеть ребячьи глаза. Одни - задумчивые, другие - жаждущие новых открытий и знаний, просто любопытные, иногда равнодушные, но таких было меньше. Моя задача, как учителя русского языка и литературы, – настроить ребят на творчество, раскрыть важность изучаемого предмета, помочь им стать грамотными людьми. Воспитание в детях любви, доброты, отзывчивости, сострадания, уважения друг к другу и старшим считаю не менее важной задачей, чем успехи на уроках. В первую очередь, считаю, принимать детей надо такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других и требовательной самой к себе. Я поняла, что надо воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. Выбор, сделанный мною однажды, - правильный, я не вижу себя на другом пути. Я благодарна своей профессии за радость и ожидание, за взлеты и переживания, за осознание своей полезности и сопричастности к судьбам тех, кого учила и учу. Ведь одновременно с тем, что учу их думать, анализировать, я пытаюсь вложить в их сердце и душу терпение, доброту, отзывчивость, любовь - те главные качества, по которым их будет оценивать сама жизнь.
При этом сама, общаясь со своими учениками, получаю взамен новые знания, теплоту и благодарность. Первая обязанность учителя – симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми. И ученику нужно отдавать не только определенную сумму знаний, но и частичку своей души.
Сейчас дети приходят в школу совершенно другими. Это уже почти сформированные личности, которые знают, как поставить себя в коллективе и какое место хотят занять. Умственно нынешние школьники развитые, раскованны в общении. И каким бы злом не считали компьютер и другую технику, в ней нужно разбираться, дети понимают все это с первого раза. Проблема в другом: в классах все больше детей с плохим зрением, сутулостью, очень часто страдают сколиозом, плохой выносливостью из-за малоподвижного образа жизни.
Современная школа стремительно развивается, модернизируется, детям приходится прилагать много усилий, чтобы успевать за школьной программой. Раньше была традиционная система обучения в виде знаний, умений и навыков. Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия, их смысл сводится к тому, что конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию.
- В семье были педагоги?
- Я родилась в 1954 году в столице нашего края - в городе Чита. Отец Василий Николаевич Михайловский работал мягкомебельщиком. Мать Александра Ивановна Калинина всю жизнь проработала швеей на Читинской швейной фабрике. У меня есть брат Анатолий Васильевич, 1951 года рождения. С детства я мечтала стать учителем начальных классов. После окончания в 1971 году средней школы №1 в Чите я приехала в п.Агинское и поступила в педагогическое училище, так как в Читинском педагогическом институте на тот момент не было специальности «Учитель начальных классов». В 1973 году вышла замуж за Валерия Семеновича Еланова, родился сын Альберт. После окончания училища, в 1974 году, поступила на заочную форму в Читинский педагогический институт им.Н.Г.Чернышевского, в 1981 году окончила факультет методики и педагогики начального обучения.
Трудовую деятельность начала в сентябре 1974 года в Агинской средней школе №2 в должности учителя начальных классов, где проработала до 1978 года. В 1978-1979 годах работала воспитателем сада-интерната №38 города Хабаровск, где супруг обучался в партийной школе. С 1979 по 1981 годы была учителем русского языка и литературы в с.Цаган-Оль Могойтуйского района, куда моего мужа отправили работать по партийной линии. И судьбе было так угодно, что после окончания педагогического института стала работать не в начальных классах, а учителем русского языка и литературы. В Цаган-Ольской средней школе я переквалифицировалась в учителя русской словесности. Затем, в 1981 году, мы вернулись в п.Агинское, и я начала работать старшим библиотекарем окружной библиотеки имени Ц.Жамцарано. В августе 1983 года была принята на работу учителем русского языка и литературы в Агинскую неполную среднюю школу, ныне АСОШ №4. С 1993 по 1997 годы - заместитель директора по учебно-воспитательной работе в данной школе. В этой школе я проработала до 2000 года. Меня пригласили в Агинскую среднюю школу №1, где работала до выхода на пенсию. Впрочем, на пенсионном отдыхе недолго была - сейчас опять со своими любимыми учениками! За годы педагогического труда была награждена грамотами и благодарственными письмами муниципального, регионального и федерального уровней. Один из дипломов – победителя всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» от ректора Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. В 2009 году мне было присвоено звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации». Но самой важной наградой считаю то, что я приобрела много друзей, подруг и отзывчивых благодарных учеников.
- Что такое любовь?
- Я люблю готовить, общаться с друзьями. Очень люблю читать стихи Ларисы Рубальской. Люблю смотреть старые фотографии, которые напоминают о многом: о молодости, друзьях, событиях, интересных моментах жизни, учениках прошлых лет.
Люблю путешествовать, с супругом побывали во многих городах нашей страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. В Сочи встречались со школьной подругой и ее семьей, часто навещаем родственников и друзей в г.Иркутск, Улан-Удэ. Мы были в Израиле, г.Иерусалим, побывали в бахайских садах. Также ездили на юг Китая, на Желтое море, остров Бэйдайхэ.
Очень люблю свою семью – мужа, детей, внуков. Сын Альберт живет в городе Тихвин Ленинградской области, работает водителем в аэропорту Шереметьево. Дочь Мария по профессии журналист, работает в Министерстве культуры в Москве в Союзе реcтавраторов пиар-директором. У нас шестеро внуков - четыре внучки и два внука. Продолжатель рода - девятиклассник Максим. С ними, как в любимой песне моего Валерия, «будем вечно молодым»…
Для счастья мне много не надо: быть здоровой, независимой (в финансовом отношении), ощущать внимание близких и друзей, иметь занятие по душе.
Зоя БАРАНОВА,
заслуженный работник культуры Агинского Бурятского автономного округа.