Главная » 2016 » Апрель » 28 » В помощь приемным родителям

В помощь приемным родителям

28.04.2016 в 07:25 просмотров: 1512 комментариев: 0

Пожалуй, трудно найти человека, которому не знакома игра в «дочки-матери». По мнению психологов, во время этой игры дети воссоздают систему семейных отношений, примеряют на себя роли разных членов семьи, отыгрывают конфликты по отношению к тем или иным ситуациям. Возможно, именно этим руководствовались законодатели, которые с 1 сентября 2012 года установили обязанность прохождения специальной подготовки граждан к приему в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Но еще задолго до того, как условие прохождения такой подготовки стало обязательным, в городах стали появляться школы приемных родителей. Это подтверждает тот факт, что такие курсы нужны и полезны. Такая школа есть и в Агинском округе. Более трех лет в ней ведет занятия педагог-психолог Службы по подбору и подготовке замещающих семей ГУСО «Орловский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Исток» Забайкальского края» Т.Ц.Балданова.

 

- Туяна Цыгдаевна, что такое «Школа приемных родителей» и чему там учат будущих усыновителей?


- В Агинском округе школа была создана в конце 2012 года. Сейчас здесь работают два специалиста – я и социальный педагог Мыдыгма Бадмаевна Сухобаторова. На этих курсах родителям, которые имеют намерение усыновить (или взять в семью) ребенка, мы помогаем, прежде всего, решить, готовы ли они к такому ответственному шагу в своей жизни. Мы не только готовим потенциальных усыновителей, но и сопровождаем приемные семьи.  Мы также разъясняем, какие документы необходимо подготовить, сколько действительны конкретные справки. 


 - С 2012 года подготовка кандидатов в замещающие родители стала обязательной. Ваши потенциальные кандидаты не относятся к ней как к чему-то навязанному, лишнему?


- На самом деле, сопротивление встречается очень часто. Как правило, кандидаты в приемные родители удивляются и даже огорчаются, что необходимо длительное время посещать занятия, находят разные аргументы, чтобы не учиться. Например, говорят о том, что у них отсутствует свободное время для посещения занятий, что они имеют опыт воспитания детей, что имеют высшее образование, и, как только ребенок появится, смогут быстро сориентироваться и так далее. К счастью, не было ни одного участника, который бы по окончанию занятий сказал, что ему было не интересно, и полученный материал не оказался полезным. Наверное, наша заслуга в том, что мы сумели создать для обучения комфортную и доверительную атмосферу.


- А есть ли трудности, с которыми участники сталкиваются на занятиях?


- Трудностей хватает. У многих родителей, которые не имеют детей, радужные представления о приемном ребенке и приемной семье. Они уверены, что возьмут ребенка и сразу же станут жить счастливо, а ребенок будет веселым, послушным и очень благодарным. Постепенно этот миф развеивается. Расставаться со своими ожиданиями непросто, ведь это являлось целью, мотивировало их для принятия решения. На занятиях потенциальные родители узнают о том, что дети-сироты имеют особенности, которые значительно отличают их от «домашних» сверстников, о том, что существуют период адаптации и многое другое, что не сразу укладывается в картину устроенного ранее мира. Конечно, не все те, кто прошел подготовку, впоследствии берут детей – иногда люди осознают, что у них сейчас нет ресурсов для того, чтобы стать приемным родителем. В любом случае, мы уважаем их выбор.


- Какими качествами должен обладать человек, чтобы действительно стать для приемного ребенка настоящей опорой в жизни?


- Не обязательно высшее образование или наличие творческих способностей. Неплохо, когда это есть, ведь это является для нас показателями ресурсности. Но все становится неактуальным, если потенциальные родители не могут честно ответить на простой вопрос - а зачем нам все это?  Многим просто жалко ребенка, но это эмоции, а они имеют свойство меняться. 


- У Вас нет задачи устроить детей в семью?


- Скажем так, у нас нет задачи устроить ребенка в любую семью и любой ценой. Мы хотим, чтобы ребенок попал в семью, где его примут таким, какой он есть, со всеми его тяжелейшими проблемами и особенностями, где будет минимальный риск отвержения. Чтобы так принимать ребенка, родитель должен быть готов к этому. 


- Как часто Вам приходится отказывать потенциальным усыновителям?


- Отказывать в буквальном смысле – ни разу не приходилось, поскольку мы не являемся организацией, принимающей решение о распределении детей. Наша роль заключается в оценке рисков для каждой семьи или кандидата, их проработке и подготовке потенциальных принимающих родителей. В конце работы мы пишем свое заключение о том, целесообразно ли размещать ребенка в данную семью. Отрицательные заключения бывают крайне редко – мы работаем с 2012 года и пока мы только три раза передали в опеку отрицательные заключения,  но, поскольку итоговое решение принимают  органы опеки, в одном случае ребенок был, вопреки заключению, передан в семью. К сожалению, как мы и предполагали, ничем хорошим это не закончилось.


- Удается ли родителям после окончания обучения обмениваться опытом, поддерживать друг друга?


- Я не могу сказать с полной уверенностью, что наши выпускники поддерживают тесные отношения. Это прямая прерогатива специалистов Службы сопровождения замещающих семей, которая находится на стадии создания. Целесообразно было бы создание Клуба замещающих родителей, на занятиях которого участники могли бы общаться, получать ответы на волнующие вопросы и необходимую информацию, принимать участие в семейных праздниках, фестивалях и так далее. В 2013 году на выигранный грант Гражданского форума Забайкальского края мною был инициирован «Слет опекунских семей» в Агинском районе. Такие мероприятия, на мой взгляд, как раз и являются одной из наиболее эффективных форм работы Службы сопровождения, так как работа подобных клубов, сообществ, слетов, фестивалей – это настоящая деятельность по профилактике «выгорания» приемных родителей. А если говорить о глобальном - для специалистов это серьезная работа по профилактике отказов. Но на своих занятиях мы постоянно говорим о том, что данное общение является в какой-то мере жизненной необходимостью. Очень хотелось бы, чтобы, окончив Школу несколько лет назад, они стали приемными родителями и дружили  приемными семьями. Приемный родитель не должен быть одиноким. Общение с единомышленниками дает внутреннюю силу, вдохновение, понимание того, что трудности неизбежны, а проблемы решаемы. 


- Спасибо за беседу.

 

 Е.АНДРЕЕВА.

Фотографии по теме
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES