В окопах не было атеистов
В Советском Союзе к началу Великой Отечественной войны практически было покончено с религией. Война вызвала рост религиозных настроений, и она всегда была с народом во времена тяжелых испытаний, помогала людям выстоять.
Священнослужители мировых религий - христианства, буддизма, ислама - помогали объединиться в борьбе с врагом, укрепляли дух народа.
В России так было всегда: сражались во имя чего-либо высокого, за Отечество, за народ, за веру. До войны многие советские люди считали себя атеистами, атеизм был в сознании людей, особенно среди молодёжи, которая выросла в Стране Советов. На войне обострялись чувства к вере, появлялось нечто такое, что в мирное время было невозможно. И на фронте происходили фантастические случаи, которые никто не мог объяснить с научной точки зрения, не могли понять и сами бойцы, поэтому они волей-неволей задумывались о существовании чего-то большего, божественного.
Расскажу о реальном случае на фронте, который произошёл с моим прадедом Сергеем Иосифовичем Дорониным (на снимке). К началу войны Сергею было всего 20 лет (24 октября 1921 – 16 февраля 1971 гг.), он родился с селе Мариновка, проживал в г.Ачинск Красноярского края. Прошёл героический фронтовой путь с 1941 по 1945 годы, служил в артиллерийской разведке на Украинском фронте, добывал сведения о фашистских огневых точках для того, чтобы потом наши орудия уничтожали их. Однажды во время вылазки к позициям фашистов после длительного наблюдения он задремал. И ему приснилось, будто его будит мама, трогает за плечо и говорит: «Вставай, сынок, пора на покос». Он проснулся и увидел, как в темноте тихо фашисты пошли цепью в атаку на наши позиции и прямо на него. Разведчик не растерялся и по рации от имени командира батареи вызвал огонь на этот квадрат, фактически на себя, таким образом атака фашистов была остановлена. После боя, когда командир батареи гневно спросил о том, кто от его имени отдал приказ, прадед объяснил, что произошло, и тогда командир похвалил за находчивость. Получается, что его мама спасла не только своего сына, но и жизни многих бойцов. Трудно объяснить этот случай, как и тысячи подобных в годы войны, поэтому фраза «в окопах не бывает атеистов» проста и понятна тем, кто был в сложных ситуациях. Мой прадед Сергей Иосифович был дважды ранен, контужен, но вернулся домой. Был награжден орденом Боевого Красного Знамени за форсирование Днепра, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта» и другими наградами. После войны он успешно трудился электромонтером на мелькомбинате и в строительном управлении в городе Ачинск Красноярского края. Принимал участие в ликвидации остатков предателей власовской РОА, когда война была официально закончена после девятого мая 1945 года. Он не любил рассказывать про войну, только в кругу таких же фронтовиков мог вспомнить интересные события. После войны у моего прадеда и его жены, моей прабабушки Елизаветы Павловны, родились пятеро детей. Дети, внуки и правнуки живут в Ачинске и Чите.
Подготовила
Маргарита ВОРОНОВА