В колледже прошли лучшие года
Батор Амоголонов (на снимке) родился 29 апреля 1951 года в с.Ульдирга (Ульдиргын адаг) Могойтуйского района. После объединения четырех сел в один образовалось село Ага-Хангил. В селе Ульдурга был колхоз им.8 Марта, председателем которого был его отец. Потом он был назначен председателем промартели «Труд» в с.Агинское, куда семья переехала в 1951 г. на постоянное место жительства. В 1958 году поступил в первый класс АСШ №2.
После окончания школы работал сопровождающим почты в Агинский окружной узел связи. И в 1973 году поступил в Читинский государственный педагогический институт им.Н.Г.Чернышевского на физико-математический факультет по специальности «Учитель физики». В институте вел большую общественную работу, сначала был назначен старостой группы, затем секретарем комитета комсомола факультета. По окончании института в 1978 году получил приглашение директора Цырендоржи Номогоновича Номогонова работать преподавателем физики и технических средств обучения в Агинском педагогическом училище. В том же году был избран на должность секретаря Агинского окружкома ВЛКСМ.
После окончания работы в окружкоме ВЛКСМ вернулся снова в Агинское педагогическое училище.
Цырендоржи Номогонов много внимания уделял профессиональному росту педагогов, повышению их не только методического, но и общекультурного уровня, так как считал, что учитель должен постоянно самосовершенствоваться, чтобы быть интересным студентам. Под руководством директора сформировалась педагогическая система многих мастеров своего дела. Особой заботой Цырендоржи Номогоновича было становление молодых педагогов, постоянно чувствовавших его внимание и поддержку. За большой вклад в развитие народного образования в Агинском округе его имя присвоено одной из улиц п.Агинское.
В годы начала информатизации в СССР Батор Амоголонов был направлен на учебу для повышения квалификации в Орехово-Зуевский государственный педагогический институт. Именно там во время прохождения стажировки на него оказали огромное влияние встречи с педагогами-новаторами В.Ф.Шаталовым, В.А.Караковским, С.Н.Лысенковой и другими, также лекции ныне доктора педагогических наук А.В.Хуторского, а также участие в областных, всероссийских и международных научно-практических конференциях и симпозиумах, которые повышали теоретический и научно-методический уровень.
В начале профессионального становления преподавателям большую помощь оказали старшие товарищи. Лидия Новикова, преподаватель математики, председатель комиссии естественно-математического цикла (позже кафедры), часто присутствовала на занятиях, проводила анализы уроков, давала ценные советы по методике преподавания дисциплины. Помогали полезными советами и служили примером для Батора Амоголоновича в воспитании будущих учителей начальных классов К.С.Еланова, Е.Д.Гармаева, Н.А.Терешкова, Д.Г.Гомбоев.
В течение многих лет принимал участие с преподавателем естествознания, к.г.н. В.Г.Стрельниковым в проведении летних полевых практик и экспедиций по изучению природы родного края вплоть до озера Байкал с посещением лимнологического института. Изучал и собирал материал для последующих изготовлений со студентами учебно-наглядных пособий с применением информационных технологий. Проводились наблюдения за студентами во время аудиторных занятий и на пробных уроках в школах поселка, проводились интегрированные занятия по информатике и природоведению.
За многие годы работы в колледже в результате исследования сложилась определенная система, которая опирается на идеях отечественных и зарубежных учёных, метод проектов, как важный фактор, стимулирующий саморазвитие личности, воспитывающий толерантность.
Вспоминая годы работы Батора Амоголоновича, преподаватели и бывшие студенты отмечают его целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели. Как говорится, «все горело» в руках этого преподавателя. Его преподавательская судьба – сочетание призвания и профессии. В результате выигрывают все. Его школьным учителем физики и позже наставником в училище стал Ювеналий Никонов. Он работал заведующим учебной частью училища. Присутствовал на его уроках, помогал анализировать, давал ценные советы, постоянно спрашивал о новинках в методической литературе и периодической печати. Он щедро делился своим опытом, подсказывал в нужный момент, учил быть творческим человеком, тактичным и терпеливым.
За многолетний период работы в Агинском педагогическом колледже им.Б.Ринчино Батор Амоголонович добивался стабильного роста учебных достижений студентов, результативно руководил учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью учащихся, были позитивные результаты во внеурочной деятельности, активно пропагандировал свой педагогический опыт, результативно участвовал в различных профессиональных конкурсах, обладал высоким педагогическим мастерством.
Одним из показателей высокого уровня профессионализма Б.А.Амоголонова являлось готовность и стремление к постоянному личностному и педагогическому росту, самосовершенствованию. Это проявляется в развитии теоретического и методического уровня, повышении собственной компетентности, в разработке рабочих и авторских программ и освоении новых педагогических технологий. Системно проходил курсовую подготовку по повышению квалификации, квалификационная категория - высшая.
Деятельностный подход, применяемый преподавателем в обучении на уроках, обеспечивал условия для саморазвития обучаемых, формировал ключевые компетенции личности студентов. На уроках преподаватель применял проектный метод и приемы обучения. Учащиеся демонстрировали хорошие знания, умения по предмету, анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал, оценивать свои учебные достижения.
Высокий профессионализм, квалификация учителя позволяли ему добиваться высоких, стабильных результатов в обучении учащихся. Студенты становились победителями и призерами олимпиад и конкурсов различных уровней, принимали активное участие в защите проектов, презентаций, докладов на научно-практической конференции «Наука и творчество» и заслуживали права участвовать на НПК муниципального, окружного и краевого уровней.
Помимо учебной работы Батор Амоголонович вел большую общественную работу: пять раз избирался депутатом поселкового совета народных депутатов, поселковой Думы.
Женат, имеет трех дочерей. Старшая дочь Инга окончила Бурятский государственный университет им.Д.Банзарова факультет иностранных языков, Харбинский педагогический университет, докторантуру по направлению «Сравнительная педагогика». Работает переводчиком в г.Свободный Амурской области. Средняя дочь Юлия окончила Читинскую государственную медицинскую академию, работает врачом-офтальмологом в Каларской центральной районной поликлинике. Младшая дочь Цырегма учится в Читинской государственной медицинской академии.
За свой труд был награжден знаками ЦК ВЛКСМ «Молодому передовику производства», «За активное участие в охране природы», «Ударник коммунистического труда», «Победитель социалистического соревнования», имеет почетные звания «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Отличник народного образования».
Нима ДАШИЦЫРЕНОВ.