Узор жизни
К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они – одно из древнейших проявлений народного творчества.
Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалза», по-бурятски слово звучит «угалза», что означает «узор». Старые бурятские мастера, сравнивая создание орнамента с трудом ученого, говорили своим ученикам: «Если ученый творит, нанизывая в строку буквы, то для нас, погруженных в мир красок и цветов, имеющих, как и каждый завиток орнамента, свой смысл, цвет, то орнаменты – те же буквы, которыми мы выражаем свои мысли, свое отношение к предмету».
Бурятский народный орнамент имел немало общих черт с орнаментом живших в древности и ныне живущих кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Южной Сибири.
Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп: геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.); зооморфные, или анималистические; растительные; природные, или космогонические; культовые.
Самые распространенные орнаменты монголоязычных народов – геометрические.
Ведущими мотивами геометрического орнамента меандр, или «алхан хээ» (молоточный орнамент) – рисунок стеганого матраца – шэрдэг – «шэрэмэл шэрдэгэй хээ», «улзы» (плетенки), свастика (хас).
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, т.к. по-бурятски «алха» - молоток.
Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» орнамент встречается повсюду.
Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожелания.
Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней - существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян.
Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. Самым распространенным орнаментом этой группы является изображение рога – эбэр угалза (в буквальном переводе означает «роговидный орнамент»). Вторым по значимости в зооморфных орнаментах считается хамар угалза (носовидный орнамент).
Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня.
Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, к небу. Огонь – символ очищения. У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительными свойствами огня: в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ехор вокруг костра.
Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала – жилище духа или бога. Скала – источник воды. В Бурятии встречаются нарядные халаты, сшитые из китайского шелка магнал с изображением узора «горы-воды».
Радуга - hолонго. Символизирует связь между Небом и Землей - мост между ними. Символизм радуги зависит от количества цветов в ней. В бурятском декоративном искусстве радужным орнаментом расписывается лицевая сторона мебели, из шелковых тканей с изображением такого орнамента шьется нарядная одежда для мужчин. Символизирует чистоту, красоту и радость.
Облака – Уулэн угалза – в тибетской традиции «путь белых облаков» - символ духовного развития и совершенства.
Несмотря на то, что мы описали лишь небольшую часть из всего многообразия национальных орнаментов, можно смело сказать, что они являются отличительной чертой эпохи, культуры, стиля. Орнамент тесно связан с бытом народа, с его историей, обрядами и обычаями. И зачастую всю историю народности, менталитет и национальный характер можно проследить через орнамент.
М.ЧЕРНЕЦОВА, п.Агинское.