Уржин Гармаев и улейские девушки
При полном аншлаге в Агинском Бурятском округе прошли гастроли Государственного Бурятского академического театра драмы имени Х.Намсараева
Наши земляки режиссеры-постановщики Саян и Эржена Жамбаловы с большим волнением привезли свои творения на суд искушенной агинской публики.
Зрители увидели два спектакля: драму «Yнгэрhэн сагай hэбшээн» («Ветер минувших времен») и театр музыкальной пластики - «Улейские девушки». Для детей было показано музыкальное представление «Маугли» по одноименной книге Кипплинга.
Гастроли в Аге открылись премьерным спектаклем «Ветер минувших времен» о нашем земляке Уржине Гармаеве - фигуре весьма неоднозначной. У.Гармаев - бурятский военный и не просто военный: вначале офицер семеновской, а затем генерал квантунской армии. Чтобы полностью воссоздать картину тех времен, режиссер театра Саян Жамбалов объехал в Шэнэхэне те места, где проживал главный герой.
Вначале пьесы Уржин Гармаев - простой учитель словесности. Играет его актер Баярто Ендонов. Ему противостоит чекист Дагба (артист Цынге Ломбоев). Но вот грядет революция. Большевики в кожанках с наганами и девушки-активистки в красных косынках начинают «строить новый мир», разрушая старинный, устоявший уклад жизни. Сначала распускают «буржуазную» школу, раскулачивают семью героя…
События спектакля охватывают период с начала революции и до окончания второй мировой войны. Режиссер С.Жамбалов говорит, что это история нашего народа. «В спектакле театральным языком рассказываем не только о судьбе Уржина Гармаева, но и судьбе бурятского народа, которому пришлось пережить страшные времена. Ведь что такое 20–30-е годы прошлого века для бурятского народа? Та же гражданская война, которую сегодня можно наблюдать на Украине. Гармаев честно служил своей Родине в своем понимании», - продолжает режиссер.
В спектакле есть и сухие слова из протоколов, и народные песни. В действиях пластично вплетается световое оформление. Во мгле и при холодном сером цвете происходит действие - уход бурят с насиженных мест на новые земли. По кругу движутся нагруженные телеги и тают слова героев в прощальной песне. В мигающем свете, под звуки барабанов показан лагерь семеновцев - в яростном, почти бешеном танце.
Танцы и песни помогают зрителю полностью «раствориться» в повествования спектакля. Любители театра могли еще раз убедиться в этом в пластическом спектакле «Улейские девушки» (на снимке). Эта постановка весьма необычна.
…Обычная бурятская свадьба с обилием тостов, дорогих подарков и приглашенным модным ведущим. Но тут, словно дуновение ветра, словно затерянный тонкий звук, словно тени из прошлого появляются на торжестве девушки в национальных дэгэлах при синем мистическом свете. Это улейские девушки – духи (заяны) в поисках своего огня, который украли родители жениха в корыстных целях, чтобы семья сына была богатой.
В постановке показан фольклор иркутских бурят. Это присказки, песни и, конечно, танец ехор, в котором герои кружатся по сцене.
В свадебном переполохе духи увлекают жениха. Его пытается спасти родовой шаман, но безуспешно. Заяны отвергают его подношения. Все в отчаянии. Но вот выходит улигершин (сказитель) и своим песнопением усмиряет заянов, возвращает заблудшего жениха...
Сергей Доржиев,
фото автора.