Учитель школы будущего – не мечта, а реальность
Учитель русского языка и литературы Агинской окружной гимназии-интерната Раджана Дондоковна Дылгырова (на снимке) заняла третье место во Всероссийском конкурсе «Учитель школы будущего-2013»
Как вы себе представляете учителя школы будущего? А школу будущего? Наступило время говорить и об этом. Школа сегодня стремительно меняется. Школы Агинского округа – не исключение, а скорее, ярчайший пример всех изменений, происходящих в системе образования сегодня.
Очередным подтверждением эффективной работы учителей Агинского округа является участие педагогов Агинской окружной гимназии-интерната во Всероссийском конкурсе «Учитель Школы будущего-2013», очный этап которого прошел в г.Москве 28-29 марта. Учитель русского языка и литературы Раджана Дылгырова и учитель математики Соелма Бадмаева, успешно преодолев заочный этап конкурса, получили приглашение на очные конкурсные мероприятия на базе школы № 1314 г.Москвы.
На заочном этапе конкурса учителя должны показать теоретические знания о современных технологиях формирования метапредметных результатов обучения. А во время проведения открытых уроков в одной из московских школ – продемонстрировать свое педагогическое мастерство по использованию метапредметных технологий на практике.
Участие в конкурсе стало результатом инновационного проекта Агинской гимназии, реализуемого в сотрудничестве с НИИ инновационных стратегий развития общего образования г.Москвы. Сотрудничество с НИИ ИСРОО при поддержке Агинского ИПКРО способствовало вступлению гимназии в Межрегиональную ассоциацию «Мыследеятельностная педагогика – Школе будущего» и получению статуса школы-партнера Федеральной инновационной площадки «Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС второго поколения».
Сегодня в гимназии проводятся образовательные мастерские с участием разработчиков мыследеятельностной педагогики и сотрудников НИИ ИСРОО Н.В.Громыко, О.И.Глазуновой, М.В.Половковой, Е.Ю.Ивановой, И.Г.Дятловой не только для учителей округа, но и края.
Именно учителя, работающие с новыми педагогическими технологиями, которые направлены на достижение новых образовательных результатов, обозначенных в ФГОС второго поколения – метапредметных результатов обучения, стали участниками Всероссийского конкурса «Учитель школы будущего».
Не секрет, что успешность и качество обучения детей напрямую зависят от уровня развития их мышления и степени сформированности мыслительных операций.
«Учитель школы будущего – инициативный, творческий, заинтересованный в работе по новым технологиям, умеющий отходить от стереотипов. Без этих качеств достичь результатов, которые требуются по новым стандартам, невозможно, – говорит Раджана Дылгырова. – Учитель должен полностью перестраивать свою работу, потому что традиционная педагогика не удовлетворяет те требования, которые предъявляет общество системе образования сегодня. Мыследеятельностная педагогика и призвана научить ребенка правильно мыслить, принимать правильные решения».
Раджана Дылгырова провела занятие со столичными шестиклассниками по развитию способности понимания «глубинного» смысла текста способом выдвижения смысловых версий и углубления их за счет коммуникации.
«Было очень волнительно давать урок в незнакомой ситуации незнакомым детям, – делится Раджана Дылгырова, – но когда переступаешь порог учебной аудитории, попадаешь в знакомую атмосферу, к детям, которые ждут от тебя чего-то необычного. Задача учителя в этом случае заинтересовать всех, собрать и попробовать добиться цели, которая поставлена на этот урок. Мы вместе с детьми читали вслух, искали смысл слов и даже смысл жизни.
Дети везде одинаковые. Единственное отличие в том, что школа № 1314 г.Москвы является ресурсным центром НИИ инновационных стратегий развития общего образования. У них давно ведутся метапредметные занятия, а мы занимаемся этим сравнительно недавно. Но мне бы хотелось подчеркнуть, что наши дети ничуть не уступают московским – они умеют мыслить, рассуждать и делать выводы».
От внимания строгого жюри не ускользали такие важные моменты в работе учителя, как способность гибко реагировать на непредвиденные ситуации, быстро принимать решения, создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
Еще одно испытание ожидало учителя после проведенных занятий – вопросы членов комиссии конкурсантам.
«Можно сказать, что победили все. Хотя бы потому, что обретение новых знаний – это уже победа! – говорит Раджана Дылгырова. – А «Учитель Школы будущего» - не мечта, а реальность».
Цыпелма НАНЗАТОВА.