Учитель по образованию, наставник по призванию
2023 год в соответствии с Указом Президента РФ объявлен Годом педагога и наставника. Мы, выпускники 1971 года Агинской средней школы №1, с благодарностью вспоминаем о нашем директоре, наших учителях, давших нам знания и открывших дорогу в большую жизнь.
Санзая Ринчинович Рыгзынов (на снимке) – педагог, наставник, директор нашей школы, кандидат педагогических наук - родился в селе Урда-Ага Агинского района в сентябре 1928 года. Окончил Тутхалтуйскую начальную и среднюю школу в селе Урда-Ага. После окончания школы обучался в Агинском педагогическом училище, затем получил высшее образование в Читинском государственном педагогическом институте им.Н.Г.Чернышевского.
Он работал учителем в Дульдургинской, Агинской средних школах, заведующим Агинским отделом народного образования, секретарем окружкома ВЛКСМ. На протяжении 14 лет, с 1957 по 1971 годы, был директором Агинской средней школы №1, в 1978 году стал первым деканом факультета педагогики и методики начального обучения Читинского государственного педагогического института.
14 лет руководства школой... Это много или мало? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это постоянная и целенаправленная работа по управлению школой, воспитанию детей, самосовершенствованию. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для нашего директора была его жизнью.
Для нас он был учителем, воспитателем и мудрым наставником, умелым администратором и хозяйственником. Санзая Ринчинович вел уроки истории и обществоведения в старших классах. Школа занималась в две смены. Большинство из одноклассников учились, живя в пришкольном интернате. При занятости с утра до вечера он находил время после занятий обходить общежитие. Вторыми родителями для них становились воспитатели, нянечки, повара. Оглядываясь назад, с теплотой вспоминаем наставления, жизненные советы воспитателя «шара байра» Дулмы Гыпыловны Гындыновой. Ребята жили в «школьном городке» под строгим оком и опекой Цыремжит Рабдановны Рабдановой. Мальчики носили воду, пилили и кололи дрова, топили печки.
Мы - дети своего времени, были октябрятами, нас принимали в пионеры, потом вступили в комсомол. С гордостью носили октябрятский значок, алый пионерский галстук, дорожили комсомольским билетом. Под звуки горна и барабана участвовали в пионерских слетах, приветствовали делегатов партийных конференций, передовиков производства и сельского хозяйства. А под звуки школьного духового оркестра с портретами членов политбюро ЦК КПСС, транспарантами, лозунгами с большим энтузиазмом и воодушевлением шли стройными рядами на первомайские и ноябрьские демонстрации.
Самыми яркими воспоминаниями остались в нашей памяти тематические вечера, постановки, смотры художественной самодеятельности, участие в спортивных соревнованиях, ученических производственных бригадах по стрижке овец, в заготовке сена. Бутит Жамбаловна Батоева на новогодний вечер ставила сценку по произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», где наши мальчики проявили себя как настоящие актеры. Готовились и выступали на школьных вечерах с постановкой об ученом-математике Софье Ковалевской под руководством классного руководителя, учителя математики Хандамы Болотовны. В школе был большой школьный хор, который вели Сэсэг Намсараевна Батомункуева и Валерий Иванович Воронов. Танцевальные постановки ставил Борис Михайлович Дарханов. В репертуаре хореографического ансамбля особое место занимали танцевальные сюиты, танцы народов мира, танец кукол, ехор и др. Коллектив художественной самодеятельности на конкурсах занимал призовые места.
Особой гордостью школы был духовой оркестр, который играл на наших школьных вечерах, где мы учились вальсировать. Также мы с удовольствием ходили на демонстрации, посвященные Октябрьской революции, на первомайские митинги, исполняя песню «Москва майская» Лебедева-Кумача.
Неизменно колонну возглавлял директор школы Санзая Ринчинович Рыгзынов.
В школе на высоком уровне было поставлено ученическое самоуправление. Члены комитета комсомола помогали педагогическому коллективу в соблюдении чистоты и порядка в кабинетах, школе. Строго проверяли качество генеральных уборок. Заслушивали на заседаниях комитета нарушителей дисциплины, учеников с прогулами и плохими оценками.
В замечательной книге «Первая школа Аги», посвященной 170-летнему юбилею Агинской средней школы №1, много теплых, сердечных слов сказано о школе, учителях.
В своих воспоминаниях Нина Ринчинимаевна Доржиева, отличник народного просвещения, учитель русского языка и литературы отмечает: «Однажды пришел ко мне на урок Санзая Ринчинович, помню, как очень перепугалась. Но он доброжелательно отнесся ко мне: задал вопросы, дал оценку урока. Я поняла, что действительно попала в хорошую школу, потому что забота о новом учителе, его работе, человеческом, учительском багаже была налицо. Санзая Ринчинович вникал во все, интересовался всем, это был Руководитель с большой буквы. Он одинаково уважал и учителей, и учеников».
В своей статье Светлана Евгеньевна Сильвановская-Гомбоева, учитель английского языка, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР с гордостью и любовью написала о своих коллегах: «Из Ярославля, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Саратова и других городов съехались новоиспеченные учителя с горячими сердцами и смелыми устремлениями в село Агинское – в то время центр Бурят-Монгольского национального округа. Это были Ангелина Беловошихина, Мария Кобозева, Инесса Чоби, Тамара Муравьёва, Римма Подполова, Елена Тощакова, Софья Лейзерович, чета Баркиных и я – Светлана Сильвановская (впоследствии Гомбоева) и многие другие.
Мною всегда овладевает чувство гордости за мою, ставшую родной школу №1. Школа – образовательная, просветительская, воспитательная, вдохновляющая своих питомцев на труд, на подвиг, на победу. А как дороги мне учителя моей первой! Не могу не упомянуть таких замечательных учителей нашей школы, как Л.Ж.Жигжитова, Ц.Б.Балданова, Э.Т.Няголова, Д.Б.Балданов, Е.И.Токарева. Каждый работал с полной отдачей сил, растворяясь в своих делах. Педколлектив не только готовил учащихся к самостоятельной жизни, но и задействовал их в спортивных соревнованиях, смотре художественной самодеятельности, помогая шить костюмы, поддерживая словом и делом, личным примером».
В своих воспоминаниях Бабу-Доржи Базаров, выпускник школы, заслуженный учитель РФ пишет: «Директором школы работал замечательный педагог, человек высокой культуры и интеллекта, будущий кандидат наук, доцент Читинского педагогического института Санзая Ринчинович Рыгзынов. Человек передовых взглядов, он большое внимание уделял развитию учащихся, для чего старался создавать все соответствующие условия, чтобы мы не чувствовали себя ущемленными перед городскими ребятами. На высоте было культурно-эстетическое воспитание, чему служили ежегодные смотры художественной самодеятельности, где блистали хореографические постановки Б.М.Дарханова, ученический духовой оркестр, созданный Люденсяном.
Запомнились коридоры, оформленные портретами выдающихся композиторов, собранием картин художников и малой «Третьяковки». Создавались спортивные секции по новым видам спорта: настольный теннис, бокс, самбо, вольная борьба и стрельба из лука по международным правилам
Знания, которые мы получили в стенах родной школы, оказались прочными, многие впоследствии стали специалистами народного хозяйства, руководителями различного ранга, элитой округа».
Нина Цыбенова, выпускница 1965 года вспоминает: «С годами всё больше начинаем понимать и ценить заслуги директора нашей школы Санзая Ринчиновича Рыгзынова, благодаря уму, хватке и организаторским качествам которого АСШ №1 стала одним из лидеров среди школ Агинского округа, строилась, расширялась, внедряла новые педагогические технологии и инновации, создавала и приумножала свои традиции.
Кроме знаний, мы получили очень хорошее трудовое воспитание: всем классом работали на полевых работах в ученических производственных бригадах, на заготовке дров. Высаживали в посёлке деревья и кусты, которые стали теперь парками отдыха и сквером на Крестовой горе, работали в школьной теплице, проводили опыты по гидропонике. Нас научили вождению тракторов и автомобилей, работать на токарных, слесарных станках, вырезали и выпиливали, строили модели, учились кулинарии и шитью на швейной машинке. Помню, как классами зарабатывали деньги для покупки специального стола для настольного тенниса. В каникулы мы работали на стрижке овец и затем на колхозном сенокосе почти до конца летних каникул».
Не секрет, что в современном образовании в практике работы школ не используются в полной мере возможности трудового обучения для расширения политехнического кругозора обучающихся, подготовки школьников к практической деятельности.
Учитывая воспитательную силу, наши учителя организовывали производительный труд школьников очень продуманно. Мы все делали уборку кабинетов, кололи и складывали дрова, оказывали тимуровскую помощь ветеранам, выезжали на копку картофеля, собирали металлолом, макулатуру, работали в ученических производственных бригадах.
Жигмит Тумунович Тумунов, доктор педагогических наук, профессор ЗабГУ, писал: «Члены производственных бригад работали на стрижке овец в колхозах им.Калинина, Чапаева и совхозе «Хилинский». Ими в этих хозяйствах настрижено 37500 кг высококачественной шерсти. Многие школьники стали классными стригалями, успешно овладели методом скоростной стрижки овец, снимая зимнюю «шубу» со 100 и более овец и сдавая классировщику более 300 килограммов шерсти в физическом весе. Им присваивались звания «Мастер скоростной стрижки» или «Мастер оренбургского метода».
В школе активно разворачивалось социалистическое соревнование между классами, принималось обязательство к юбилейным датам и годам. К примеру, в 1970 году ученическая производственная бригада АСШ №1 - в честь 50-летия ВЛКСМ и 100-летия со дня рождения В.И.Ленина. Такие решения принимались на общешкольных собраниях. Приведем пример отчета по принятым обязательствам. Совет ученической бригады АСШ №1 рапортует: «Взятое нами социалистическое обязательство выполнено. Создано ремонтно-строительное звено в школе, работали на ремонте учебных корпусов и мебели, покрасили парты, стулья, столы, оформили зал боевой славы, зал интернациональной дружбы, зал В.И.Ленина, кабинет военного дела. Всего сэкономили для школы 900 рублей. Посадили фруктовые деревья 200 шт. Создали четыре звена по стрижке овец и звено по ремонту сельхозмашин. Заготовлено 1000 центнеров сена. Острижено 46770 голов овец. Создана агитбригада в школе».
Результаты работы Санзая Ринчиновича Рыгзынова по трудовому воспитанию обобщены в его кандидатской диссертации «Воспитание подростков в семье и школе на народных трудовых традициях: в материалах Агинского Бурятского национального округа Читинской области». В 1976 году ему присуждена ученая степень кандидата педагогических наук.
В 1971 году он был назначен на должность инспектора школ Читинского отдела народного образования. С 1974 года С.Р.Рыгзынов – старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, затем заведующий кафедрой педагогики и методики начального обучения. С 1978 года Санзая Ринчинович стал первым деканом педагогического факультета Читинского государственного педагогического института. Под его руководством факультет приобрел свое лицо, стал настоящим центром подготовки учителей начальных классов.
Почти 50 лет Санзая Ринчинович Рыгзынов прожил вместе с Норзогмой Жугдуровной Жугдуровой, замечательным человеком, видным партийным и общественным деятелем Читинской области и Агинского округа, которая с 1951 по 1955 годы работала в Агинской средней школе №1 учителем родного языка и литературы. Они воспитали двоих сыновей, которые стали достойными продолжателями дела своих родителей. В семье Рыгзыновых четверо внуков и четыре правнука.
Его педагогическая, научная и организаторская деятельность была оценена званиями: «Отличник народного образования РСФСР», «Отличник народного образования СССР», медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», нагрудным знаком «За отличные успехи в работе», «Знак почета ЧГПУ». В 1998 году за заслуги перед Читинской областью, многолетний добросовестный труд, большой личный вклад в совершенствование системы образования Забайкалья, подготовку кадров для учебных заведений области С.Р.Рыгзынов награжден медалью «За заслуги перед Читинской областью». В 2002 году за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, активную деятельность в области научных исследований ему присвоено звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
В настоящее время многие из нас на заслуженном отдыхе и, где бы мы ни жили, где бы ни работали, всегда помним, что наши дела и успехи – это результат труда наших дорогих учителей, которые вкладывали в нас душу и сердце, показывали пример беззаветного служения профессии.
Мы благодарны родной школе, нашему директору, уважаемым учителям за знания и умения, которые явились основой для дальнейшего образования, помогли найти жизненный путь каждому из нас.
Ц.Дугарова,
Б.Батоцыренова,
выпускники 1971 г. АСШ №1.