Учитель, педагог, фронтовик…
15 марта этого года исполнилось бы 100 лет талантливому организатору, умелому управленцу, учителю математики и английского языка, участнику Великой Отечественной войны (декабрь 1941 года – май 1948 года), директору Судунтуйской средней школы (1956-1959 гг., 1963-1968 гг.) Хончину Бадараевичу Бадараеву (на снимке).
Его плодотворная, насыщенная неустанным творческим поиском учительская работа, живое участие в воспитании и образовании подрастающего поколения являют собой яркий и поучительный пример беспредельной преданности профессии учителя, служит образцом для молодых педагогов и педагогической общественности. В народе о таких людях говорят «учитель волею божьей». Его преданность высшим идеалам человечества, духовная красота, исключительная честность, благородство, скромность, имеющие в своей основе цельное мировоззрение, трудолюбие, мужество и упорство в достижении задуманного, преодолении всего, что мешало движению вперед, перед нами встает такой образ настоящего подвижника, олицетворяющего лучшие качества настоящего учителя, педагога, человека…
Хончин Бадараевич родился в 1920 году в селе Судунтуй. В 1928-1932 годах обучался в начальной школе, затем продолжил учебу в Таптанайской школе ШРМ (школа рабочей молодежи). Седьмой класс окончил в 1936 году в Аге. После окончания семилетней школы поступил в Агинское педагогическое училище. Хончин Бадараевич активно занимался спортом, был лучшим волейболистом, отличником учебы. Успешно окончив в 1939 году педучилище, продолжил образование на физико-математическом факультете Читинского пединститута.
По семейным обстоятельствам, из-за болезни матери, Хончин Бадараевич вынужден был оставить учебу в институте.
Осенью 1940 года начал трудовую деятельность учителем математики в Судунтуйской семилетней школе.
Важно отметить, что Хончин Бадараевич первый на селе получил диплом учителя. На основании постановления ЦК ВКП(б) и СССР совет Агинского педагогического колледжа своим решением от первого июля 1939 года присвоил Х.Б.Бадараеву звание учителя начальной школы. Это было большим событием в его жизни и села. Потом дети и односельчане учились и получили дипломы вузов Читы, Москвы, Улан-Удэ. Его диплом положил начало всему.
Первые шаги были трудными. Не хватало опыта, наглядных пособий, дидактических материалов. Но у него было огромное желание учить детей и учиться самому. Всю теплоту своей души, щедрость сердца, знание отдавал детям, и они платили ему своей любовью.
Вскоре он был переведен учителем математики в АСШ №1, где проработал с января по декабрь 1941 года. Долго работать ему не пришлось – война изменила планы. 23 декабря 1941 года четверых молодых судунтуйцев призвали в действующую армию, и из них суждено было вернуться только одному Хончину, остальные погибли в боях на поле брани. Не вернулись с войны и многие одноклассники…
Службу начал с декабря 1941 года в 36-й армии ЗабВО 209-й стрелковой дивизии 770-м полку химиком-наблюдателем. 23 февраля 1942 года дал присягу верно служить Родине.
В июле 1942 года на одном из построений приехали военные начальники и приказали сделать шаг вперед владеющим английским языком. И Хончину Бадараевичу перед всем военным строем пришлось сделать шаг вперед, и открылась совершенно новая страница в его биографии. В июле 1942 года был направлен в г.Владивосток на двухгодичные курсы военных переводчиков (японский, английский языки). После окончания служил в радиодивизионе, расположенном под Уссурийском, где переводил перехваченные по катаманаку радиограммы и другую ценную информацию военного характера непосредственно по особому
337-му японскому, совершенно секретному отряду, который занимался созданием бактериологического оружия.
С июля 1945 года Хончин Бадараевич работал в управлении Приморского военного округа переводчиком при допросах высокопоставленных японских военных преступников в генеральском спецлагере, затем – переводчиком при допросах сотрудников Харбинской военной миссии дипломатических работников японских консульств. Работа переводчика была трудной, специфичной, требовала большой выдержки, знаний, культуры. Младший лейтенант Х.Бадараев со своей задачей справлялся хорошо. Об этом наглядно свидетельствуют оценки аттестата, выданного курсами военных переводчиков ДВФ от 11 сентября 1944 года. Там записано следующее: прямой перевод – «отлично», обратный перевод – «отлично», письменность – «отлично», устная речь – «отлично». За этими оценками кроются природный ум, талант и старание курсанта Х.Бадараева.
28 мая 1948 года Х.Б.Бадараев демобилизовался и вернулся в родные края. Семь лет службы в армии, нелегкая работа переводчика, участие в боях, походах оставили в душе офицера, фронтовика неизгладимые впечатления. С сентября 1948 года работал учителем английского языка в Судунтуйской средней школе.
1950-1956 годы заочно обучался и окончил физико-математический факультет Читинского пединститута. В 1963 году был назначен директором Судунтуйской восьмилетней школы, которая затем была преобразована в среднюю. При его работе была проведена колоссальная работа: в 1956 году построено новое здание школы, подобран профессиональный педагогический коллектив, создана материально-техническая база учреждения (кабинеты – лаборатории естественно-научного цикла, спортивный зал с необходимым инвентарем, пищеблок), облагорожен школьный двор вместе с учениками.
Нужно отметить, что уроки Х.Б.Бадараева отличались особым содержанием, нацеленностью на развитие логического мышления детей, формирование умений анализировать, самостоятельно делать выводы, решать задачи разными способами. Сам придумывал такие задачи, которые применимы на практике. Многие педагоги с большой благодарностью вспоминают его блестящие анализы уроков. Четкость, логичность, тактичность, умение подбодрить молодого учителя – все это присуще ему.
Судунтуйская школа на протяжении всех лет ее существования и развития славится талантливыми учителями, которые воспитывали в своих учениках истинных патриотов своей Родины, настоящих профессионалов в своем деле.
В 1968 году первый раз выпустились из стен Судунтуйской средней школы 42 выпускника и среди них - пять медалистов. В 1966 году школа была реорганизована в среднюю. Аттестат зрелости и свидетельство о занесении в Книгу почета школы вручены Бальжиме Базарсадаевой (золотая медаль), Жамсарану Жамбалову, Долгор Цынгуевой, Базар-Садо Цыденову, Цыдыпу Цыренову (серебряные медали). Это был уникальный случай, когда в далекой глубинке сельская школа выпустила пятерых медалистов. Это была большая редкость в Читинской области, Агинском Бурятском национальном округе и по всему Советскому Союзу. Воспитанники Х.Б.Бадараева на районных и областных физико-математических олимпиадах нередко занимали призовые места.
На груди Хончина Бадараева шесть правительственных наград – медали, значок «Отличник народного просвещения РСФСР», а дома хранятся грамоты, благодарственные письма от облоно, окроно, окружкома КПСС, правления колхоза. Но главная слава учителя – его воспитанники.
Воспоминания выпускников.
«Хончин Бадараевич – учитель от Бога, разносторонне одаренный человек. Прекрасно играл в волейбол, отменный шахматист, тонкий психолог, не говоря о том, что математика – царица наук – была его призванием, он в совершенстве владел английским, японским, монгольским и, конечно же, русским и бурятским языками.
Талантливый организатор долгое время работал заместителем директора по учебно-воспитательной работе, директором школы, отличный хозяйственник, просто прекрасный человек. Мы с ним в 1963 году побывали в городе Москва (ездили с нашими учениками), вместе не раз отдыхали на местном судунтуйском аршане, в 1986 году – на курорте «Дарасун», сохранились памятные для меня фотографии. На всех воскресниках, заготовках дров, уборке урожая, сенокосе – вместе», - вспоминает его коллега С.Э.Дамбадугаров.
«Был такой случай. Младший брат моего мужа, когда учился в седьмом классе, сидел, чтобы сделать домашнее задание - перевести текст с английского на русский язык. Отец Дармажапов Болот, услышав, что сын затрудняется в переводе, взял текст, тут же перевел и сказал: «Как же вы учитесь или учителя другими стали? Я окончил Судунтуйскую 7-летнюю школу почти 50 лет назад. Меня учил английскому языку Хончин Бадараевич, учитель математики, и я до сих пор помню его уроки и по английскому языку, и по математике. Мы получили такие крепкие знания, которые пригодились в жизни, которые позволяют помогать своим детям в выполнении домашнего задания, благодаря такому великому учителю, как Хончин Бадараевич!», из воспоминаний Ц.Ж.Дармажаповой (Жаргаловой).
«Зима 1974 года… Школа, 10 класс… Звонок на урок. Неожиданно для нас, без предупреждения, на урок математики Хончин Бадараевич заходит с журналом 10 «б» класса и незнакомым гостем. Гость написал на доске задания и попросил нас решить. Пока мы решали, он изучал классный журнал. Через некоторое время наш гость по журналу вызывает к доске Мункожаргала Галсанова, который по математике не очень-то блистал. Каково же было удивление Хончина Бадараевича, в том числе и у нас, когда Мункожаргал неторопливо объясняя, выложил на доске весьма оригинальное решение задачи. Один этот факт говорит о том, что Хончин Бадараевич, как предметник, был «асом» в своем деле, мастерски мог разбудить интерес у всех учеников к своему предмету, дал нам всем фундаментальные знания по математике, которые помогли нам в будущей жизни. Задания гостя также очень хорошо выполнил Батожаргал Аюшиев. А гостем на нашем уроке был приехавший из Москвы главный редактор журнала «Физика в школе» Геннадий Яковлевич Мякишев – советский, российский ученый, педагог, специалист в области общей физики, автор школьных учебников по физике. Он остался очень довольным нашими знаниями и качеством преподавания», - вспоминает Б.Б.Батоев, выпускник седьмого выпуска Судунтуйской средней школы.
Б.БАЯСХАЛАНОВА,
директор музея образования округа.
Фото из личного архива.