Главная » 2024 » Апрель » 8 » Учил видеть прекрасное в обыденном

Учил видеть прекрасное в обыденном

08.04.2024 в 16:39 просмотров: 271 комментариев: 0 Культура

31 марта исполнилось бы 85 лет художнику, педагогу, отличнику народного просвещения РФ, заслуженному деятелю искусств Забайкальского края Доржи Гомбоевичу Гомбоеву (на снимке).

Жизненный путь Доржи Гомбоева, ставшего первым членом Союза художников России из Аги, очень богат и интересен. Его работы – это удивительное творчество, которое заставляет задуматься над бытом, историей и культурой бурят, разнообразием забайкальской природы.
Доржи Гомбоевич Гомбоев родился 31 марта 1939 года в селе Цокто-Хангил Читинской области. Рос и воспитывался в приемной семье, у родной сестры матери. Когда он учился в школе, учителя обратили внимание на его успехи в рисовании, стали привлекать к оформительской работе в школе. После окончания Агинской средней школы продолжил оформительскую деятельность в колхозе. Там его заметил известный писатель Цыденжаб Жимбиев и помог с поступлением в художественное учебное заведение. 
Доржи Гомбоевич, окончив Ленинградское художественно-графическое училище имени Валентина Серова, потом художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института, на протяжении 39 лет преподавал в Агинском педагогическом училище и в созданной им детской художественной школе. С теплотой о нем вспоминают все местные художники, в основном, его ученики. Он им передавал полученные академические знания, а также учил умению видеть прекрасное в обыденном. 
Создавал картины, которые рассказывают о реальных ситуациях из жизни забайкальцев. Широко известны графические работы художника, посвященные жизни и быту бурят, многие из которых хранятся в народном музее с.Цаган-Оль Могойтуйского района. Например, серия картин «Буряты в XVII-XIX вв.», созданная в 1994 году. Это уникальные работы о жизни бурят до 19 века, позволяющие сделать экскурс в историю Аги и познакомиться с народными традициями. Работы, качественно отличающиеся ювелирной проработкой множества деталей, выполнены тушью и пером. Вот картина «Прессование войлока (для юрты)». В названии автор, видимо, специально сделал пояснение «для юрты». 
Дело в том, что валяние больших полотнищ, например, для юрты, являлось трудоемкой работой и требовало большой затраты сил. Готовая к валянию шерсть навивалась на палку, зашивалась в кожу и привязывалась к стременам двух оседланных коней. И всадники таскали эту палку по земле до тех пор, пока войлок не сваляется. За всадниками, валяющими шерсть, несутся мальчишки, оседлавшие деревянных «коней», что было обычным явлением в жизни на стоянке. Поодаль видим юрты, рядом зажжен костер, группу сидящих людей. На валяние войлока приглашали соседей, которые помогали в этой тяжелой работе, собирались детишки. Так все это действо превращалось в некое праздничное мероприятие. 
Или вот серия «Волки», над которой художник работал в 2012 году. Все помним, что в 2010-2012 годах на территории Забайкальского края участились случаи нападения волков на домашний скот, численность хищников превышала норму. И эта тема нашла отклик в произведениях мастера. В серии несколько работ, которые можно рассматривать отдельно друг от друга, как самостоятельные картины, не нарушая общей задумки художника. Поэтому автор на каждой картине серии ставил подписи: «Загон», «В капкане», «Уроки. Бойня», «Беречь патроны», «Собака и волк: сражение» и т.д. В этих работах лишь черными линиями, штрихами, используя контраст черно-белого решения, художник передает напряженность ситуации.
Много живописных и графических работ, в том числе, «Переход через Хинган», «Взятие хайларского укрепрайона», посвящено темам военного конфликта на Халхин-Голе и окончания Второй мировой войны. Для военно-исторического музея Дома офицеров Забайкальского края Доржи Гомбоев сделал эскиз тематической композиции батальной панорамы. Также выпустил серию графических работ, посвящённых подвигам земляков - Героя Советского Союза Базара Ринчино и бесстрашного снайпера Тогона Санжиева. 
Пейзажные полотна мастера отражают характерные особенности забайкальских просторов: «Вечереет», «Осенние дожди», «Чиндалей», «Пурга надвигается», «Хатан-хошун», «Утро на Адун-Челоне» и т.д. Очень атмосферная картина «Осенний пейзаж» (на снимке) написана маслом на картоне. Яркие краски осени здесь приглушены, деревья сбросили все листья – все это как будто намекает на усталость природы, на ее подготовку к зимнему сну.
Одним из программных произведений мастера стало написанное маслом полотно «Похоронка» (на снимке). 
- Тоскливый осенний, как будто осиротевший, забайкальский пейзаж с мягким абрисом сопок и голыми ветками кустарников. Безмолвие пространства нарушено всадницей. Только не скачет ее конь по широкому раздолью. Понуро бредет он, предоставленный самому себе. Бережно несет свою хозяйку. Склонилась ее голова, контур поникшего тела повторяет своими очертаниями фигуру лошади. Лишь красный платок, как крик или стон, пробивает равновесие колористического покоя. Лицо всадницы выражает глубокую сердечную муку, которую не пережить, не перетерпеть. Только не может она с ней вернуться домой, вот и бредет конь по родным перелескам, плачет женское сердце о любимом. Даже природа примолкла - трудно определить время суток, - так описала картину искусствовед, кандидат культурологии Елена Иманакова. 
Далее она пишет: «Любопытно, что, когда художник работал над этим полотном в одной из аудиторий училища, случайно заглянувшая в класс русская девушка тихонечко прошептала: «Милого, наверное, потеряла». Когда матери художника Ринчинзиму пришла похоронка о смерти мужа, подруги спрятали ее, но Ринчинзиму почувствовала беду каким-то внутренним женским чутьем, и ее охватила нечеловеческая тоска. Этой личной трагедии и посвятил полотно «Похоронка» Доржи Гомбоев».  
Елена Иманакова – автор-составитель двух прекрасных иллюстрированных изданий, одно из них «Земля моих отцов» представляет творчество художников Аги, второе –  творчество Д.Г.Гомбоева. В альбомной части изданий можно познакомиться с живописными и графическими произведениями Доржи Гомбоева, представляющими художественную энциклопедию по истории и культуре бурятского народа.  
Д.Г.Гомбоев является автором сотен живописных и графических произведений, с 1972 года он участвовал в областных, краевых, зональных, республиканских выставках. Его работы хранятся в фондах Музейно-выставочного центра Забайкальского края, Агинского национального музея им. Г.Цыбикова, сельских картинных галерей и краеведческих музеев Агинского Бурятского округа, ряде частных коллекций. Его персональные выставки проходили в Чите и Агинском в 1990-х и 2000-х годах.
Ушел из жизни в 2015 году. Но он живет в своих полотнах. Желание ещё и ещё рассматривать картины Доржи Гомбоевича, размышлять над ними вдохновляет и согревает. Это, на наш взгляд, является показателем таланта настоящего художника, любящего свою землю и сумевшего перенести жизнь во всем ее разнообразии в искусство.

Д.Базарова, 
главный библиотекарь отдела ИСО Агинской 
краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.
 

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES