УЧАТСЯ ВСЕ
Школьники из Новоорловска осваивают работу в Интернете
Интересный опыт внедрения новых методик обучения школьников был продемонстрирован в Новоорловской средней школе. Школьный библиотекарь вместе с учащимися приняли участие в сетевом проекте «Рождественские истории». Результатом их работы стало создание интерактивного библиографического указателя книг рождественской тематики. В итоге активный труд и творческий потенциал был оценен по достоинству, и их команда «Морозко» заняла первое место.
Сегодня перед образованием ставится задача формирования личностных качеств, отвечающих требованиям информационного общества. В обществе востребован человек, свободно ориентирующийся в потоках информации, способный конструктивно общаться, эффективно решать учебные и познавательные задачи. Проектный метод ориентирует на развитие у школьников высших форм умственной деятельности: анализ, синтез, оценка полученных знаний, уход от простого их накопления к реализации и воплощению в творческий продукт. Подобная методика позволяет научить учащихся умению работать с информацией, размышлять, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения.
Нас, школьных библиотекарей, интересует вопрос повышения читательской активности детей, формирования их информационной и читательской культуры. Мы ищем новые формы работы со своими читателями и находим их. Так, увидев в Интернете сетевой проект «Мы и Культура», посвященный Году Культуры, я со своими читателями вступила в новый этап продвижения чтения. Это был наш первый сетевой проект. Целью проекта стало приобщение обучающихся к культурным ценностям, выработке умения работать с различными источниками информации, использование Web–сервисов. В ходе работы ребята научились создавать электронные продукты, как плейкасты, видеоролики и самостоятельно размещать их на вики - странице сайта.
Последний и самый интересный сетевой проект 2014 года, в котором мы участвовали – «Рождественские истории». Этот проект проходил на портале ВикиСибириаДа. Рождество и доброта - необходимая и важная тема в наше современное время для воспитания детей. В проекте ребята познакомились с книгами отечественных и зарубежных авторов рождественской тематики. Рождественские рассказы раньше входили в репертуар домашнего праздничного чтения – обычая, к сожалению, почти вытесненного из современной семейной жизни. Рождественские рассказы пробуждают много теплых чувств, заставляют не только сопереживать – радоваться и плакать вместе с героями, но и действовать – совершать добрые и милосердные дела.
В ходе проекта его участники, команды, состоящие из школьников и одного взрослого руководителя, выполняли задания четырех этапов в течение полутора месяцев. На участие в проекте зарегистрировались сорок пять команд из разных уголков нашей страны. Задания каждого этапа необходимо было выполнить в назначенный срок.
Наша команда «Морозко» (на снимке слева направо), состоящая из семиклассников Александра Моисеева, Дианы Колотухиной, Николая Жилина, работала с большим удовольствием и желанием. Мы узнали много нового и интересного о праздновании Рождества, познакомились с художественными произведениями о Рождестве, посмотрели видеофильмы, послушали красивые рождественские песни. Вызвал восторг у ребят, когда они создавали аватарку любимого героя произведения и озвучивали своим голосом, осваивая новый онлайн – сервис. Александр Моисеев в роли художника, воплотил идеи в создании эмблемы команды и иллюстрации к выбранной нами легенде о Рождестве с помощью программы для рисования. Ребята попробовали себя даже в роли журналистов, когда брали интервью у педагогов и воспитанников Новоорловского Дома детского творчества о празднике «Рождество». А результатом интервью стал видеоролик «Что мы знаем о празднике Рождество?». Кроме работы в Интернете, ребята научились осмысливать прочитанное, создавая аннотации и давая характеристику героям прочитанного произведения. Отвечали на проблемные вопросы: «Что такое доброта?», «Бороться со злом или совершать добрые дела?», «Почему Рождество считается праздником света и добра?». Все вместе, с участниками проекта, мы собрали замечательную копилку о Рождестве и создали коллективный интерактивный аннотированный библиографический указатель книг рождественской тематики «Рождественские истории». В итоге наша команда «Морозко» стала победителем проекта. Ребята получили грамоты победителей, а руководитель команды, Людмила Борисовна Малышенкова – за своевременное выполнение командой заданий награждена призом и благодарственным письмом.
Наш опыт участия в сетевых проектах показал, что для развития информационной и читательской грамотности они весьма эффективны. Сетевые проекты помогают повысить информационную грамотность школьников, библиотекарей, педагогов через творческое освоение ими ряда информационных сервисов. В сетевом проекте учатся все: и взрослые, и дети. Использование проектной деятельности развивает самостоятельное критическое мышление школьников, учит умению работать в команде, выполнять разные социальные роли. Сетевое пространство и инструменты Вики являются очень удобным средством для воплощения проектов школьников и формирования информационной культуры.
Л.Малышенкова, зав. библиотекой Новоорловской школы