Убойный цех принимает скот
Большой проблемой для сельхозтоваропроизводителей округа, Забайкалья в связи с карантинными запретами стала реализация скота, лошадей и особенно овец. За пределы региона мясо практически не вывозится, да и внутреннее перемещение продукции строго контролируется территориальными органами Россельхознадзора и ветеринарной службы. Селяне не получают ожидаемого дохода вследствие отсутствия предприятий по приему и переработке мяса. Частные компании не в состоянии переработать весь сдаточный контингент КРС в полуфабрикаты.
В округе, после остановки Агинского мясокомбината, вследствие нерентабельности производства, ухода инвестора В.Пучкова, владельца ООО «Металлцентр» г.Чита, принимают скот только Могойтуйский мясокомбинат на ст.Ага – СП «Хила» и убойный цех в СП «Дульдурга», взятый под управление предпринимателем Бато Балдановичем Балдановым, открывшим для владельцев скота некую «отдушину» для сдачи КРС. Добавим, что в селах иногда можно заметить приемщиков из Маккавеевского МПК, закупающих скот. Вот, пожалуй, и весь список приемщиков мяса. Различные магазины, кафе и рестораны имеют своих долголетних поставщиков или используют мясо со своих подворий, подсобных хозяйств.
Управляющим убойным цехом в Дульдурге не первый год трудится Дамдин Ринчинович Бальжинимаев. В небольшом коллективе мясопереработчиков работают забойщик Баир Галсанов, переработчики внутренностей КРС Евгений Теплоухов, Сергей Глотов, Алексей Серновский, Константин Зиновьев, Николай и Ирина Герасимовы, водитель, заготовитель Болот Нанзатов.
В убойном цехе целый день «кипит» работа, перерабатывается порядка десяти-двенадцати голов КРС, лошадей. Конечно, здесь зрелище не для слабонервных – скот, умерщвленный током, зацепляется крюками на конвейер и электрическими ножами снимается шкура, отделяются внутренности, «рога и копыта»…
Мастера, как говорится, «набили руку» и четкими движениями разделывают тушу на четыре части, затем в отдельные короба – печень, сердце, легкие и т.д. Вся продукция поступает в 20-тонный холодильник для охлаждения и заморозки.
Как рассказал Болот Нанзатов, организация на своей грузовой машине «Хино» выезжает и закупает КРС, а при потребности - лошадей, у фермеров, владельцев личных подворий из Агинского, Могойтуйского, Дульдургинского и Ононского районов.
По его словам, скота у селян много, сейчас убойный цех загружен на месяц вперед. Расчеты с клиентами, при наличии денег, производятся сразу или же переводятся на личные банковские карты владельцев, согласно договору.
Скот принимается живым весом, закупочная цена зависит от спроса на мясном рынке, сезонности, категорий упитанности, возраста, объемов, котировок и т.д. Мы поинтересовались, какие справки, документы необходимы для сдачи КРС в убойный цех. Нам ответили, что существует очередность, график сдачи, который корректируется по телефону. Затем владельцу скота необходимо обратиться в ветслужбу поселения своего района, которая заключает согласование с ветслужбой Дульдургинского района на перемещение живности из одного района в другой, они выдают опись, количество КРС, справку формы №1 и только тогда можно реализовать сельхозживотных.
Продукция убойного цеха вывозится фурами на Читинский мясокомбинат, который также передан в руки индивидуальных предпринимателей, поставляется согласно торгам, заключенным контрактам в дошкольные, бюджетные организации и учреждения Читы, Агинского района, Забайкальского края.
Местным переработчикам трудно конкурировать с поставщиками мясной продукции общероссийского уровня, экологичное, вкусное мясо наших степей пользуется большим спросом, но мощности цехов небольшие, не хватает оборотных средств, машин для транспортировки, подорожали услуги различных контролирующих служб. Ветеринарная справка за одну голову КРС или овцы стоит одинаково – 400 рублей. Хотелось бы, чтобы в магазинах, особенно в краевом центре, было больше мясной продукции наших сельхозтоваропроизводителей, поменьше - с прерий Аргентины, Бразилии, даже кенгурятины из Австралии, братской Беларуси, других регионов и стран.
Лев БОРОЕВ,
фото из интернета