Тувинские и бурятские традиции и обычаи очень схожи
Как известно, Агинское – поселок многонациональный. Кроме бурят и русских, здесь проживают якуты, армяне, шэнэхэнские буряты, тувинцы. Землячество тувинцев – в основном женщины, приехавшие на родину своих мужей. В 1990 году создана общественная организация «Землячество тувинцев».
Значительный вклад в ее создание внесла Алдын-кыс Дугарова, она по специальности «преподаватель математики» и «юрист». В настоящее время работает помощником судьи Кыринского районного суда. Была победителем окружного конкурса «Лучший по профессии». Сейчас на протяжения трех лет возглавляет тувинскую диаспору Аяна Дармаева. Она работает директором театра драмы и синтеза «ДалиТЭ», до этого трудилась в центре эстетического воспитания детей. Награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, почетной грамотой общероссийского профсоюза образования, обладатель серебряной медали Всероссийского конкурса «Мир молодости».
Сегодня в Агинском Бурятском округе проживают около тринадцати выходцев из Республики Тыва. Они активно принимают участие во всех общественных мероприятиях.
Одна из представительниц тувинского народа Анна Маскаевна Жамцаранова после окончания школы поступила в Новосибирский электротехникум связи по специальности «многоканальная связь», и там же учился наш земляк Батомунко Батоцыренович Жамцаранов. Они познакомились и решили связать себя узами брака. В далеком 1987 году приехали в село Ага-Хангил Могойтуйского района, и вот уже двадцать восемь лет Анна Маскаевна живет на родине мужа. К сожалению, рано ушел из жизни ее муж и отец детей…
У них трое прекрасных детей. Старшая дочь Шенне с мужем живут в Республике Тыва, работает ведущим специалистом городского округа. Воспитывают троих детей. Сын Арсалан - в поселке Агинское с супругой воспитывают дочку. Младшая дочь Арюна замужем и растит сына.
Анна Маскаевна рассказывает: «Жила с маленьких лет в городе, а приехала в деревню на родину мужа, не умела доить корову, даже не знала, с какой стороны к ней подойти, как топить печку и закрыть задвижки, что такое рукавицы и как их шьют… Многое чего не знала. Но с годами научилась делать все. Муж был у меня очень добрым, отзывчивым и хорошим человеком. Он всегда относился ко мне с уважением, приучил к деревенскому быту, я благодарна также его родителям и всем родственникам, одноклассникам мужа». По словам Анны Маскаевны Жамцарановой, в основном каждый год диаспора тувинцев собирается и отмечает тувинский Новый год Шагаа. Его празднуют в начале бурятского Белого месяца по лунному календарю, то есть где-то в конце января – начале февраля. Точной даты Шагаа не существует. Ее определяют ламы. Встречают праздник в первый новогодний день с восходом солнца: посещают родственников и знакомых, обмениваются подарками. Готовится много пищи – вареная баранина, всевозможные молочные блюда и выпечки. За месяц перед Шагаа надо навестить чистоту у себя дома, на рабочем месте, на территории своего жилища, пройти духовное очищение. В этот месяц нельзя употреблять алкоголь, лучше уменьшить курение или вообще перестать курить, нельзя переедать. Семьи готовят угощения для Шагаа, а также новую одежду. День накануне Шагаа – это тридцатое число последнего месяца уходящего года. Завершают приготовления к Шагаа помывкой в банях, принимают ванны, очищают свое тело с мыслью о том, что вода - это нектар, которым очищаются тело от болезней, мысли от скверны, неблагая карма. Разжигают дома благовония, обкуривают артышом дом и посещают буддийские храмы (хурээ). Обильно приготовленную еду ставят на стол. Ночью перед встречей праздника не спят, так как считается, что божество Палден Лхамо (защитница Дхармы) облетает на коне и пересчитывает всех живых существ. Также считается, что божество впитывает или поглощает болезни человека в себя. И тот, кто в ночь видел это божество, считается самым счастливым. Члены семей играют в различные игры, рассказывают сказки. В Республике Тыва традиционно в канун Шагаа во всех буддийских храмах широко проводятся праздничные молебны, торжественно поздравляют верующих с наступлением нового года и проводятся особые ритуалы и благопожелания. «Так что наш Шагаа и бурятский Сагаалган – очень схожие праздники», - подытоживает Анна Маскаевна.
Туяна БАИРОН.
Фото из личного архива.