Туяна Очирова: «Каждый ребенок уникален, и наша задача - раскрыть его потенциал»
В конце марта в Забайкальском крае стали известны имена победителей конкурсов педагогического мастерства. Финалисты из Агинского округа заняли призовые места почти в каждой номинации. Призером престижного конкурса стала педагог-психолог Агинской СОШ №4 Туяна Очирова (на снимке), заняв второе место в номинации «Педагог-психолог Забайкалья-2023». Именно к ней мы обратились с вопросами о подготовке первоклассников к предстоящей школьной жизни и выпускников – к сдаче ЕГЭ. И еще узнали много интересного.
- Туяна Очировна, поздравляем Вас с успешным выступлением на конкурсе педагогического мастерства. Расскажите, какую тему Вы раскрывали? Как проходил конкурс?
- На конкурсе я представила проект «Развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья», который раскрывался на каждом этапе конкурса.
Было очень волнительно, испытания проходили несколько дней подряд. Открытое занятие с детьми прошло удачно. Получила высокую оценку от членов жюри, в составе которого были доктора и кандидаты психологических наук. Во второй день провела психологическое консультирование. И от этих двух испытаний зависело, пройду ли я во второй этап. Утром 23 марта стало известно, что пять участников, включая меня, прошли в следующий этап. Второй тур состоял из мастер-класса и блиц-интервью. На мастер-классе я показала занятие по арт-терапии с элементами китайской живописи «У-Син», направленной на снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Расскажите о технике «У-Син», которую показывали на мастер-классе?
- «У-Син» - это техника пяти мазков. Работать по данной технологии я начала в 2018 году в Улан-Удэ, мне она показалась очень интересной и полезной для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В основе данной техники лежит движение. Всего пять типов мазков дают возможность выразить и передать на бумаге абсолютно разные образы.
На занятиях, используя технику «пяти мазков», мы помогаем ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение.
- Кто Вас поддерживал при прохождении этапов конкурса?
- Меня поддерживали мои коллеги: директор школы Светлана Цыреновна Иванова, педагог-дефектолог Гэрэлма Гылыковна Эрдынеева, завуч по учебной части Жанна Батожаргаловна Доржиева, учитель физической культуры Гарма-Ханда Адлибишиевна Бальжинимаева. Они верили в меня и помогали на каждом этапе конкурса. Также я консультировалась с преподавателем ИПК Галиной Цырендашиевной Болотовой.
- Расскажите о себе. У Вас большой опыт работы с детьми с ОВЗ?
- Я родилась и выросла в Амитхаше. После окончания Амитхашинской школы поступила в Читинский государственный университет на специальность «Психолог, преподаватель психологии». Получив диплом, устроилась методистом в Агинский институт повышения квалификации. Через два года с семьей переехали в Улан-Удэ, работала психологом в школе закрытого типа, затем – в детском саду. Именно в садике я поняла, как здорово работать с детьми! Здесь ты становишься экологом детства: это место, где дети не просто получают знания, но и развиваются как личности. И ты помогаешь им взрослеть, становиться более счастливыми и уверенными. После возвращения в Агинское начала работать в Агинской СОШ №4.
- Как в АСОШ №4 устроено сопровождение детей с ОВЗ?
- В нашей школе много детей с ограниченными возможностями здоровья – более 80 детей различных нозологических групп. Не могу сказать, что есть какие-то сложности, все дети как дети. Я считаю, что в нашей школе хорошо выстроена работа службы сопровождения. В нее входят психолог, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог и логопед. Проводим с детьми индивидуальные занятия, профилактическую и коррекционно-развивающую работу, диагностику, консультации с родителями.
Работа в школе обязывает меня быть полифункциональным психологом, поэтому много читаю, занимаюсь самообразованием, изучаю различные методики.
- В Вашем рабочем профиле указано, что у Вас есть опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС)…
- Да, в Улан-Удэ я прошла небольшой модуль обучения для работы с детьми с РАС. В детском саду, в котором работала, было много деток с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, и с расстройством аутистического спектра, поэтому решила обучиться, чтобы узнать, как найти к ним подход, как построить план занятий.
- Как долго проходит адаптация первоклассника? Какие рекомендации можете дать родителям?
- Поступление в школу – это огромное испытание для ребенка. Этот переход подразумевает смену деятельности от игровой к учебной, в связи с чем меняются его обязанности, нагрузка, режим и т.д. Адаптация проходит от пары месяцев до полугода, все зависит от особенностей ребенка. И не всегда дети проходят ее успешно. По итогам диагностики я выделяю детей группы риска с повышенной тревожностью и эмоциональным напряжением, затем провожу с ними цикл занятий.
Родителям первоклассников хотелось бы порекомендовать, чтобы создавали для своего малыша необходимые условия еще до поступления в школу. Нужно развивать коммуникативную культуру ребенка, умение управлять собой и своими эмоциями, общаться с детьми и со взрослыми, разрешать конфликты. Готовить к тому, что теперь он должен делать не только то, что сам хочет, но и то, что требуется. Расскажите о нормах поведения, научите соблюдать элементарные правила гигиены, сформируйте мотивы, побуждающие к обучению. При этом важно отзываться о школе и учителях только в положительном ключе.
- Как выпускникам снизить эмоциональное напряжение при сдаче экзаменов? Как родители могут помочь детям?
- В школе проводится системная работа при подготовке к ЕГЭ. Учителя подробно рассказывают, как поэтапно проходит экзамен, учат правильно заполнять бланки и т.д.
Я, в свою очередь, провожу диагностику на тревожность в начале и конце учебного года. Также выявляю детей группы риска, с которыми провожу тренинги, индивидуальные беседы и консультации.
В этот период ребятам очень нужна поддержка близких. Родителям можно рекомендовать повышать самооценку ребенку, делая акцент только на его успехи. Не ругать его за плохие оценки: любая контрольная или экзамен – это проверка знаний. Старайтесь вместе понять причину плохой оценки, размышляйте о том, как можно ее исправить. Это поможет сформировать ответственную взрослую позицию.
Еще рекомендую смену деятельности, чтобы ребенок не был зациклен только на учебе, а кроме этого, занимался еще чем-нибудь – спортивные секции, творческие кружки, даже прогулка, поход в кино – все это не должно исчезать из жизни подростка на время подготовки к ЕГЭ. Ведь экзамены – это только одно из испытаний, которые ему предстоит по жизни преодолеть.
Поделитесь эмоциями, которые вы испытывали при сдаче экзаменов. Расскажите, что и вы точно также волновались, как и он сейчас, и успешно справились с эмоциями.
- Спасибо за беседу!
Цыпелма НАМСАРАЕВА.