Свадьба по старинке
Современная свадьба – пышная, богатая церемония со множеством гостей, подарков, красавицей-невестой и женихом, облаченными в европейские наряды. А как раньше проходило это торжество? Какие обряды проводили наши предки во время свадьбы?
Создание семьи – естественное стремление человека. Необходимость продолжения рода, чтобы он не оборвался, не угас, чтобы в очаге всегда горел огонь, не развеялось пепелище предков – таков был главный мотив брака у бурят в прошлом.
Бурятские свадебные обряды представляют собой строгое, веками выработанное и организованное действо, которое построено на ряде последовательно связанных символических моментов, сформированных многими поколениями с незапамятных времен. Исполнялось оно рядом ответственных лиц как со стороны жениха, так и со стороны невесты.
У разных локальных групп забайкальских бурят традиционная свадьба представляла собой развернутый, сложный комплекс обрядов и церемоний. У агинских бурят ламы играли заметную роль при бракосочетании: они определяли возможность брака между юношей и девушкой по соотношению годов их рождения; указывали дни исполнения свадебных обрядов; назначали день и месяц свадьбы и многое другое.
Невеста должна иметь приданое, состав которого был вполне определенным: золотые, серебряные и коралловые женские украшения, постельные принадлежности, пологи, ковры, сундуки и ящики с подставками, также в приданое невесте давали скот (энжэ). У агинских бурят одним из атрибутов свадебного приданого считалась новая войлочная юрта.
Главным этапом предсвадебного цикла является сватовство (хадаг табиха, тахил табиха, ураг орохо). Сватовство – это торжественный акт, знакомство родственников жениха и невесты. На церемонию сватовства к родителям невесты во главе с уважаемым человеком, знатоком свадебной обрядности и поэзии (худын туруу) едут сваты в количестве от двух и более человек. Старшим сватом по традиции бывает брат матери (нагаса) или брат отца (абга) жениха. Родители невесты знают о приезде сватов. Приехавшие гости рассаживаются , и только после непродолжительного застолья начинается словесное состязание. Хозяева, принявшие гостей, как бы притворяются, делают вид, что они не знают их и спрашивают, кто они такие, откуда и куда держат путь. Старший сват произносит речь, в которой говорит о том, что они приехали породниться, и спрашивает: можно ли?
Затем старший сват подносит хадаг. Хадаг кладется на самое почетное место в доме. Лишь после этого, заручившись согласием родителей невесты, начинается обсуждение деталей свадьбы.
В день свадьбы, обычно в пятницу, воскресенье, понедельник или вторник, которые считаются благоприятными днями недели, родственники и приглашенные со стороны невесты собираются в доме, откуда должны выехать на свадьбу, и устраивают проводы невесты (басаганай наадан).
Затем невеста отправляется в дом к жениху, при этом родители ее не сопровождают. Когда свадебный поезд доезжает до дома жениха, то его встречают все собравшиеся. Первой в дом заходит невеста со старшими сватами. После трех рюмок вина начинается обряд подношения подарков (бэлэг бариха, байлган), человек, преподносящий подарок молодоженам, сопровождает его благопожеланиями (уреэл хэлэхэ). После этого начинается церемония заправления постели (оро заhалга), которая поручается двум женщинам, представляющим обе стороны. По традиции эти женщины должны быть «полными», т.е. иметь мужа, детей и быть в детородном возрасте. Заправив постель, женщина со стороны невесты произносит такое благопожелание: «Да живут, испытывая удовольствие и счастье, наши молодожены, богатые детьми, рожденными на шири этого белого войлока».
По завершении церемонии хозяева преподносят старшему свату баранью голову (тоолэй), которая подается в центре тарелки. Старший сват исполняет обрядовую песню, прославляющую это почетное угощение. Старшей сватье преподносят крестец барана.
Свадьба продолжается пять-шесть часов, после чего все гости, приехавшие со свадебным кортежем, собираются в обратный путь. А остальные гости продолжают празднество.
Свадебный обряд на сегодняшний день сохранился наиболее полно. И у некоторых групп бурят (верхоленских, ольхонских, кударинских) он строго выполняется и по сей день. Но большинство свадеб сейчас проводятся и по европейским традициям, не говоря уже о наряде жениха и невесты. Редко встретишь невесту, одетую в национальный костюм на свадьбе. Сейчас главная свадебная атрибутика – белое платье, фата, перчатки. А ведь в древние времена процессу одевания невесты, да и самому свадебному костюму, придавали огромное значение.
Свадебный венчальный наряд невесты напоминал праздничный костюм замужней женщины. Летом был «халадай», т.е. платье на кокетке из шелка, сверху на него надевали «хубайси», т.е. невысокую шапочку. Зимой надевали платье с запахом, сшитое из драпа, бархата, чесучи с лифом на мерлушковой подкладке, а подол на подкладке из бязи. Сверху надевали безрукавку «дэгэл», с узкой спиной, глубокими проймами, украшенную вышивкой и монистами. С правой стороны заплетали девять косичек на левой - восемь, а на затылке – одну. На косы надевали украшение «ханчик», расшитое кораллами и золотыми монетами. На шее у невесты должно быть «холобшо», т.е. подвески или бусы из кораллов и золотых монет. Руки невесты могли быть унизаны кольцами, перстнями, браслетами, а в ушах - серебряные серьги.
Когда невеста была одета, она выходила на улицу, где ее ждали гости. Вместе с женихом они шли к месту поклонения онгонам семьи жениха. Там на красивом коврике были разложены изображения онгонов, перед ними стояли блюда с мясом и «тёёлэй» - голова овцы или лошади. Молодые трижды кланялись онгонам, их благословляли старики - благословители. Они просили у духов - покровителей принять невесту и дать счастья новой семье.
Множество старинных обрядов, традиций и обычаев сейчас утеряно и забыто. Но в последнее время в Республике Бурятия стало очень модно играть свадьбу только по национальным традициям, очень хочется надеяться, что и в нашем округе когда-то свадьба, сыгранная по национальным бурятским обычаям, станет показателем престижа и благополучия.
Маргарита ЧЕРНЕЦОВА.