Судьба, ставшая историей
Важным фактором в воспитании у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданственности, как наиболее значимых ценностей общества, является изучение истории своей малой родины, ее известных личностей, приобщение к её богатейшему историко-культурному наследию.
Наследие Цыбена Жамцарано – это богатая информационная база для исследователей и пример патриотизма для молодого поколения, гордости и уважения.Отделом краеведения и библиографии АКБ им.Ц.Жамцарано был проведен окружной конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ Агинского Бурятского округа «Судьба, ставшая историей»в рамках предстоящего юбилея известного ученого, профессора, доктора филологических наук Цыбена Жамцарано, которому в 2021 году исполнится 140 лет со дня рождения. Конкурс научно-исследовательских работ направлен на выявление интеллектуальных и творческих способностей старшеклассников, развитие у школьников интереса к истории, желания заниматься научной и исследовательской деятельностью. Конкурс проводился с первого сентября по 15 ноября 2020 года. К сожалению, обстоятельства пандемии повлияли на условия проведения конкурса, и участники не могли собрать нужный материал и участвовали с тем, что имели. Но радует то, что некоторые из наших конкурсантов прониклись по-настоящему, по зову души и сердца. Это особенно ценно.
Мы благодарим всех участников конкурса за активное участие. Итак, несмотря на то, что поступило мало работ и, оценив представленные работы, были подведены итоги конкурса. Первое место в номинации «Служение народу: Цыбен Жамцарано» в конкурсе видеороликов удостоена работа Барбуевой Санжиты, учащейся 11-го класса Судунтуйской средней школы (руководитель Баирма Раднажаповна Барбуева), второе место получила работа «Зажечь лампаду знаний, чтобы развеять темноту невежества…» Тогонова Батора, учащегося девятого класса также Судунтуйской средней школы (руководитель Хандама Очировна Жаргалова), третье место заняла работа «Цыбен Жамцарано – патриот своего народа» Жамбалдоржиевой Виктории, учащейся девятого класса Агинской средней школы №2 (руководитель Марина Анатольевна Макарченко). Победители награждены дипломами. Благодарственные письма за участие в конкурсе получили: Дамдинова Эржена, ученица девятого класса Хойто-Агинской средней школы (руководитель Цыцыгма Батодоржиевна Санданова), Батомункуева Юлия, ученица десятого класса Челутайской средней школы (руководитель Цыцык Дашиевна Доржиева), Базаржапова Жасмин, ученица девятого класса Челутайской средней школы (руководитель Радна Биликтуевна Чимитцыренова).
Ограничения пандемии также повлияли и на участие детей по второй номинации «Пространство и время в истории и культуре бурят» - в конкурсе эссе. Для написания эссе нужно просмотреть и изучить достаточное количество материалов о Цыбене Жамцарано, что было невозможно в период дистанционного обучения школьников. Поэтому в работах не хватило глубокого раскрытия своего видения, отношения к жизни и деятельности ученого. Ознакомившись с работами в этой номинации, была выделена работа «Появилась бы бурят-монгольская Швейцария?» Дашибалова Зоригто, ученика девятого класса Зуткулейской средней школы (руководитель Саяна Басагадаевна Дориева). Он награждается благодарственным письмом Агинской краевой библиотеки им.Ц.Жамцарано.
Следует отметить, что при выборе победителей были определены работы, которые интересны по содержанию, в которых были показаны ранее неизвестные фактические материалы, что очень ценно, хорошо выполненные технически и отражающие индивидуальность автора. Эти критерии были основными при выборе победителей. Кроме положительных моментов есть и существенные технические недостатки.
В целом, безусловно, это только начало работы юных исследователей, потому что богатое наследие выдающегося ученого Цыбена Жамцарано – это неисчерпаемый источник знаний и творчества.
Б.Жамсоева,
заведующая отделом краеведения и библиографии
АКБ им.Ц.Жамцарано.