Строительство ступы в местности Бурханта жалга
В местности Бурханта жалга, расположенной вблизи Цугольского дацана, идет строительство ступы, посвященной Падмасамбхаве, легендарному учителю буддийской Тантры из страны Уддияна, символизирующей преодоление всех препятствий.
По проекту ступа будет построена из серого камня, как ступа Юндэн Шодон возле Yүдэн сүмэ – Храма Ворот, находящегося юго-восточнее от Цугольского дацана, поддерживая при этом особый стиль Цугольского дацана «Даши Чойпэллинг» и образуя целостный архитектурный ансамбль.
Об истории самопроявившегося на скальных камнях в этой местности образа Падмасамбхавы известный краевед, историк, писатель Дамбинима Цырендашиев написал в своей книге «Сүүгэлэй дасан» (2008 г.) следующее: «Северо-западнее от Цугольского дацана есть местность Бурханта жалга. Если пояснить, почему такое название, то в этой долине имеется крутая скала. На более ровной части этой скалы имеется изображение божества. Говорят, его впервые увидели после освящения первого деревянного дацана. Сначала подумали, что его изобразил какой-то искусный лама, но оказалось, что не так. После тщательного изучения пришли к выводу, что это были цветные лишайники на камнях. Ламы стали выяснять, какое же это божество, и узнали, что это Лобон Бадма Жуннай. Установив перед ним на каменной плите лампаду и подношения, ламы большим составом поднесли мандалу, посчитав, что это нерукотворное, самопроявившееся божество Аранжан бурхан. Тибетцы называли Падмасамбхаву Лобон Бадма Жуннай - Рожденный из лотоса.
Когда во время войны пожилая женщина пришла с благопожеланием, чтобы сын, ушедший на войну, вернулся домой живым и невредимым, то увидела, что того самого божества нет, а на каменной плите – куча человеческих испражнений. Огорченная женщина со слезами вычистила плиту и, когда захотела вымыть, поблизости не оказалось воды из-за засухи. Из привезенного с собой туеска она побрызгала во все четыре стороны тараг и, издалека из реки Онон приносив воды, вымыла плиту. Так я слышал».
«Такое редкое явление на этой земле удалось созерцать, как самопроявившееся божество, многим из агинских бурят. Есть еще старики, которые видели это божество своими глазами… Когда же по законам смутного времени прихожане перестали поклоняться этому божеству и, более того, осквернили место, где возжигали лампады, оно вознеслось. От нестерпимых, жестоких, невежественных поступков безбожников божество исчезло», – так писал Дамбинима-ахай.
Об этой местности написал народный умелец – дархан Бальжинима Цыренов: «В 2005 году наш старейший лама Пунцэг Шойдоков из Сагаан-Уула сказал нам, двум дарханам Цугольского дацана, что покажет одно забытое в советское время святое место. Когда втроем мы приехали туда, из-за скалы вылетел огромный орел и начал кружиться над нами. Пунцэг үбгэн засмеялся громко и сказал, что нас встречает сам хозяин местности. Когда появился на вершине скалы рыжий, палевый козел, дед обрадованно кивнул: «Ну вот, Дамжан Дорлег (покровитель дарханов, кузнецов) вас встречает». Затем он добавил, что здесь надо проводить молебны. Наш гелонг Эрдэни-багша по указанию Балбар-багша (цаннит Хамба-лама России) ввел в список молебнов Цугольского дацана Бурханта хабсагай. Здесь стали проводить ежегодно молебны всем дацаном. Некоторые люди видят разных божеств на скале, а очертания Падмасамбхавы уже есть.
В местности Бурханта жалга ведутся работы по строительству ступы Падмасамбхаве. Поэтому всех людей доброй воли приглашаем объединить наши усилия и принять участие в строительстве этой ступы и накопить безмерные благие заслуги.
Подношения на строительство ступы можно вносить на мобильный банк соржо-ламы Эрдэни Балдандоржиевича Болотова: 8-924-479-16-73 с пометкой «ступа», скриншотом чека.
От инициативной группы Р.Дугарова.