Стоит меж лесов деревенька...
На окраине Агинского Бурятского округа, меж просторов алханайской тайги, притаилась небольшая деревенька – Ара-Иля. Сама деревушка маленькая, и все здесь какое-то маленькое – маленькое население – всего триста пятьдесят человек, маленькие домики, маленькая, но быстрая речушка Безымянка.
Но, несмотря на это, деревушка играет значительную роль для большого количества людей. Дело в том, что расположена она на тропе паломников «Ехэ гороо». Ежегодно через небольшой населенный пункт проходят сотни туристов, совершающих священный обряд. Стоит отметить, что длина пути составляет примерно 107 километров. Идут путники трое-четверо суток, и на их пути Ара-Иля - единственный островок цивилизации, где они могут приобрести продукты питания, отдохнуть и привести себя в порядок. Но, если бы все было так просто и хорошо, то и писать бы об этом не было смысла. Логически можно понять, что есть какая-то проблема. Есть. И проблема заключается в отсутствии дома для паломников.
Как рассказали местные жители, раньше такое пристанище для усталых путников в селе было. Там им предоставляли хоть какие-то минимальные удобства: наливали чашку горячего чаю, давали воду, чтобы умыться, да и обедом могли накормить. Брали за это смешные по нынешним меркам деньги – всего десять рублей с человека. Но за эти десять рублей паломник мог и отдохнуть, и набраться новых сил для продолжения дальнейшего нелегкого пути.
Да и деревня от этого выигрывала. Хоть какие-то рабочие места для населения создавались. Дом обслуживала одна из местных жительниц, и паломникам она помогала, и дом в чистоте и порядке содержала. К сожалению, эта работа осталась без вознаграждения, а любой труд должен быть оплачен. Безусловно, никто бесплатно работать не хочет и не будет, поэтому дом для паломников сначала остался без хозяйки, а потом и вовсе закрылся. С того момента у путников пропал последний огонек комфорта на их далеком пути.
Сейчас в селе работает только один магазин, в котором идущие могут купить себе продукты, а вот немного отдохнуть и присесть или прилечь уже негде. Местные жители говорят, что место отдыха для паломников объективно должно присутствовать в селе. Ведь это будет удобно, и, что немаловажно, выгодно, и для паломников, и для деревни. Созданные рабочие места, да и дополнительные средства в бюджет никогда не помешают. Возникает вопрос: если администрация села по каким-то объективным (или необъективным?) причинам не может организовать приют для усталых путников, почему же в селе не найдется предприимчивый человек, который сам организует пристанище? Выгода, как уже упоминалось, будет для всех: и предпринимателю доход, и селянам – работа, да и паломники смогут нормально совершать «гороо».
Конечно, у жителей деревни есть опасения, что наплыв туристов поспособствует загрязнению леса и речки. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить. Если не попробовать, то и не узнаешь. Наверняка паломники, совершающие один из главных священных обрядов - обряд очищения - не станут осквернять свою душу и бросать бумажки мимо мусорных урн.
Если уж Ара-Иле выпало на долю находиться на пути священного «гороо», то стоит сделать все возможное, чтобы усталые путники с надеждой шли до села, и, придя туда, надежду эту не потеряли.
Маргарита ЧЕРНЕЦОВА.