Старший брат вернулся с войны, младший пропал без вести
У нашего дедушки Батора Очирова, по рассказам моей мамы Долгор Жамбаловой, было пятеро детей: дочь Понсол-Дулма, сыновья Анудари, Батожаб, Раднагуро, Шойжалсан.
Понсол-Дулма абгай с мужем Жамсаранай Аюша (единственным наследником Цыбена Жамцарано) воспитала двоих детей, хотя, как рассказывала мама, у неё было девять беременностей, но выжила единственная дочь Бажигма-абгай. Она вышла замуж за Цынгэ Барадиева, и у них родились девять детей. Впоследствии был усыновлён Бадмадоржи. У Бадмадоржи-ахай с Цыцыгмой-абгай Аюшиевых родились четверо детей, они уже взрослые, с семьями и детьми.
Про дядю Батожаб знаем немного: его репрессировали и что был женат. И всё. Где покоится его прах, неизвестно.Раднагуро-ахай с женой Цындымой Жамбаловой одними из первых вступили в колхоз, были активными участниками всех мероприятий, художественной самодеятельности. Воспитали двоих детей: дочь Бальжин, сына Зандана.
Моего папу, Анудари Баторова, 1913 года рождения, призвали в Красную армию 20 мая 1936 года в 11-й кавалерийский полк, уволен в долгосрочный отпуск в июле 1937 года. Когда началась война, он был призван по мобилизации Агинским окружным военкоматом. С 24 июля 1941 по декабрь 1944 года служил в 106-м гаубичном артиллерийском полку. Дальше в составе 195-й гаубичной артбригады второго Украинского фронта в звании младшего сержанта участвовал в освобождении Чехословакии, Венгрии, Австрии. Победу встретил в Вене. Демобилизован 18 октября 1945 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1945 года.
В послевоенные годы работал шофером в Ононской МТС, в колхозе им.Жданова. В 1965 году вместе с мамой они приняли отару овец и проработали до выхода на пенсию.
Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными, к 20-летию, 30, 40, 50, 60-летию Вооружённых сил СССР, 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. Есть много благодарственных писем, грамот, поощрений.
Самый младший из братьев Шойжалсан Баторов родился в 1920 году. Окончил Агинское педучилище, был спортсменом. Призван в ряды Красной армии, служил на ст.Гродеково Приморского края. В конце марта 1941 года в связи с ухудшением международной обстановки отдельный танковый батальон, где служил он, перебросили на укрепление западной границы СССР и дислоцировали в г.Гродно в Западной Белоруссии. Государственная граница проходила всего в 300 (!) метрах от реки Буг, а за рекой - захваченная фашистами Польша. Затем их перебросили против польского города Белосток (это между Гродно и Брестом), откуда немцы нанесли свой главный удар.
21 июня 1941 года была суббота, и командный состав батальона уехал на отдых в Гродно к семьям, оставались только дежурные офицеры. Конечно, все видели и чувствовали неизбежность войны, но был приказ: не провоцировать врага. Поэтому всё стрелковое оружие и боеприпасы к танкам были под замком! Такова была реальность жизни за несколько часов до начала войны.
22 июня в четыре часа утра начались бомбёжки с воздуха и артобстрелы из-за реки Буг, но, тем не менее, оставшиеся офицеры и солдаты, в основном, сумели вывести из-под обстрела танки. Отправили гонцов за боеприпасами, но они так и не вернулись, видимо, погибли или попали в плен. Получили приказ отступать в направлении г.Минск (из газеты «Агинская правда»).
У нас в семье хранится одна единственная фотография Шойжалсан-абга. Она датирована 28 мая 1941 года, до войны оставалось меньше месяца. Дедушка Батор ходил по военкоматам и инстанциям, чтобы хоть что-то узнать про сына, но ему отвечали: «Пропал без вести».
В книге «Они сражались за Родину», выпущенной к 65-летию Великой Победы, значится, что Баторов Шойжалсан, 1920 г.р., пропал без вести 6.09.1941 г. Где же он был с 22 июня до шестого сентября? В госпитале, плену? Никто не знает ...
Бальжима Ламажапова (Баторова), дочь.