Станция железнодорожных династий
По Агинской степи в начале ХХ века прошла важнейшая ветка Транссиба – Маньчжурская железная дорога или Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), сыгравшая огромную транспортную роль в период мировых войн, в становлении русских городов в Китае, включая Харбин. Сегодня дорога имеет исключительное значение в развитии экономики, торговли, росте товарооборота между Россией и КНР. Более 60 процентов всех грузов из России в Китай и обратно проходит через МАТП «Забайкальск-Маньчжурия». С введением «коллективным Западом» санкций против России стальная магистраль стала ещё востребованней.
Станции Бурятская, Могойтуй и Ага помимо своей экономической функции играют и важную социальную роль: здесь живут люди, железная дорога даёт им работу. Накануне профессионального праздника - Дня железнодорожника - для написания праздничного материала нам посоветовали связаться и поговорить с Николаем Мефодьевичем Поповым, чья вся жизнь - это и есть железная дорога. Более того, срочную армейскую службу он проходил в железнодорожных войсках. Одним словом, от судьбы не уйдёшь.
С Николаем Мефодьевичем нам довелось познакомиться холодным зимним днём пять лет тому назад, когда мы в командировке побывали на станции Бурятская. К нашему счастью, нас он не забыл и с удовольствием вновь откликнулся рассказать нам о работе вверенного ему железнодорожного узла.
«Наш населённый пункт и станция на линии «Карымская-Забайкальск» в Могойтуйском районе носит название Бурятская. Названа она так, потому что это первая с запада на данной линии станция, оказавшаяся в пределах бурятских кочевий. Но первоначально именовалась Мир. До районного центра рукой подать – 24 километра. Расположена в долине реки Могойтуй на склоне гор, окружающих падь. Станция была основана в 1900 году, при которой ранее располагалось оборотное депо для подталкивающих паровозов. В 30-е годы был проложен второй путь «Седловая – Бурятская», и станционные пути были перенесены на новое место – восточнее на полтора километра от прежней площадки. По характеру и объёму работы станция является промежуточной пятого класса, то есть не является транзитной или погрузочной, но, тем не менее, играет большую роль в связи с расположением на перевалочном участке Мир, через который осуществляется пропуск как четного, так и нечетного направления грузовых и пассажирских поездов. В 2005-2011 годах прошла большая реконструкция «Южного хода» Забайкальской магистрали: удлинились и усилились железнодорожные пути, деревянные шпалы заменены на железобетонные. Ушла в прошлое тепловозная тяга, произошло обновление зданий и сооружений. В настоящее время на станции трудятся 39 человек, работников станции: начальник станции, дежурные по станции, дорожный мастер, трое бригадиров путей, 18 монтёров путей, начальник тяговой подстанции, семеро электромехаников и два сотрудника по обслуживанию устройств СЦБ (устройства сигнализации, централизации и блокировки - совокупность технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов, другими словами, для предотвращения столкновений, сходов с рельсов и других аварий).
В первые десятилетия существования железной дороги безопасность движения поездов обеспечивалась за счёт сотрудника железной дороги, подающего сигналы рожком. Впоследствии на станциях установили тросовую систему управления семафорами. Имеются у нас и славные династии железнодорожников. Отцы и деды Сергея Анатольевича Якимова, Анатолия Николаевича Ковалёва, Виктора Николаевича Першикова также работали на железной дороге. Хочу в канун нашего профессионального праздника отметить работников, добившихся наилучших показателей в работе с соблюдением безопасности движения и охраны труда. Это дежурная по станции Надежда Бадмацыреновна Норполова. Она классный специалист и наставник, механик СЦБ Сергей Анатольевич Якимов, бригадир пути Алексей Александрович Паршонов, начальник тяговой подстанции Михаил Николаевич Конкин. Из молодых можно отметить дежурных по станции Пурбо-Доржи Норбоевича Гончикова, Гончика Баировича Базарова и других. Для увековечивания памяти работников железнодорожного транспорта, участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла и репрессированных жителей станции Бурятская в 2021 году был открыт мемориальный памятник. А на днях, четвёртого августа, на станции прошла церемония установки памятной доски – всем землякам-железнодорожникам станции с благодарностью за ратный труд и трудовой подвиг», - рассказал нам Николай Мефодьевич Попов, начальник станции Бурятская.
Труд у железнодорожников действительно ратный, нужный, благородный, и редакция окружной газеты с радостью присоединяется к поздравлениям тем, кому железная дорога дала путёвку в жизнь.
Зорикто Олзоев.