Главная » 2020 » Июнь » 2 » Спорные гипотезы нельзя выдавать за истину

Спорные гипотезы нельзя выдавать за истину

02.06.2020 в 12:41 просмотров: 646 комментариев: 0 Власть и общество

В последнее время все чаще стали обращаться к теме племени меркитов, одного из многих кочевых народов Центральной Азии, которое кануло в дебрях истории ХIII века. В истории меркитов, в принципе, нет ничего необычного, примечательного, кроме факта, связанного с именем властелина Великой Монгольской империи. К их несчастью, они оказались похитителями жены Чингисхана. Это было обычным явлением того времени, когда выживал сильнейший. Сколько таких историй осталось безвестными, но не в случае с меркитами. Ввиду чего это заурядное событие приобрело знаковое значение и запечатлено в письменном наследии монголов.  

И это неудачное стечение обстоятельств имело трагические последствия в судьбе племени меркитов, враждовавшее с племенем борджигинов. Подтверждение чему мы находим в высказываниях Чингисхана: «Нет ни одного племени хуже племени меркитов, сколько раз мы воевали с ними, много беспокойств и затруднений видели от них… Врагу государства нет лучшего места, чем могила!». И его пожелание было исполнено. После сокрушительного разгрома следы этого народа затерялись в толще времени, хотя допускаются предположения о том, что остатки племени растворились в других народах.
С тех пор прошло больше 800 лет, но, тем не менее, благодаря исследователям, пробудился интерес к их истории. Из многочисленных печатных изданий необходимо выделить научный труд исследователя А.В.Тиваненко под названием «Гибель племени меркитов». В монографии автор провел скрупулезную исследовательскую работу по трагической судьбе этого народа, ставя под сомнение обоснованность исторических хроник по месту происхождения события, также принадлежность крепостных сооружений меркитам, сличая названия местностей с современной топонимикой, сопоставляя их с устнымми преданиями бурят и т.д. Надо сказать, что издание вызывает несомненный научный и познавательный интерес. Автору удалось приоткрыть тайну прошлого и обнажить историю народа, который давно перестал существовать.
Между тем, отдельные публикации начали искажать историю других народов с посягательством на их исконные земли, происхождение этнических групп и т.д. Неоднозначные заключения всколыхнули некоторую часть населения в наше время, что напоминает «бурю в стакане». Объявились желающие, которые хотят идентифицировать себя или заявляют какие-то узы родства с меркитами, создали региональную общественную организацию «Центр этнического возрождения «Меркит».
В связи с этим хотелось бы рассмотреть обоснованность этих притязаний, отталкиваясь от первоисточников и отдельных современных публикаций. Прежде всего, обратимся к письменному памятнику «Сокровенное сказание монголов», где четко указаны места обитания племени меркитов, которое подразделялось на три рода: Удуудмеркит, Увасмеркит и Хаатмеркит. Это район слияния притоков рек Орхон и Килхо с Селенгой, где они кочевали. О том, что они вели кочевой образ жизни, известно из следующих строк: «…задира и трус Тогтога находится, должно быть, в степи Буура, вояка Даир Усун на острове Талхунарал, а Хаатай Дармала – в степи Харачжи». Поэтому есть сомнение в том, что у меркитов могли быть крепостные сооружения у слияния реки Тугнуя в Хилок и в местностях Нарасатуй и Суутай. К данной версии осторожно подошел исследователь А.В.Тиваненко, он пишет: «…эти дворцы очень заманчиво связывать с предполагающей оседлой ставкой меркитского Тогтога-бека и его приближенных «эмиров». Между тем, его мнение с вопросительным знаком преподносится в одной из публикаций в другой интерпретации: «В частности, о её (Буртэ-учжин) пребывании в плену меркитской крепости «Тайхан», как пишет ученый А.В.Тиваненко...», что можно двояко интерпретировать.
На происхождение этих древних сооружений имеются веские обоснования: «Бурные события гуннской истории, протекавшие в основном в Северной Монголии и южных районах Бурятии, нашли яркое отражение в одном из самых замечательных памятников их культуры – в древнем городище около устья р.Иволги, в окрестностях г.Улан-Удэ. Этот укрепленный форпост гуннского племенного союза возник, по всей вероятности, во II в. до н.э. в период наибольшей территориальной экспансии гуннов при шаньюе Модэ (209-175 гг. до н.э.).
Под вопросом стоит местонахождение степи Буура-хээрэ в Тугнуйской долине, хотя исследователь Г.Н.Рязанцев больше склоняется к этой версии, говоря: «Укажем, что выходящая к правобережью Хилка Тугнуйская степь в старые времена называлась «Боро» (Бууру). К такому мнению он пришел, проведя этимологию слов («боро» (серый) и «хээрэ» (степь), которые у него ассоциируется с цветом проса: «Вспомним в этой связи, что и плененный меркитами Тоорил-хан в семилетнем возрасте «в селенгинской пустыне Буура-хеере толок просо в меркитских ступах». Однако, упомянутая крепость Тайхан в местности Буурахээрэ не существует в топонимике края. А горную возвышенность, которую хотели бы выдать за гору Шара тэбсэг, где якобы находилась крепость Тайхан, нынешние тугнуйские буряты называют Элбэр Шэбээтэ, старожилы - Түшэн далһа. Существующие разногласия сразу же ставят под сомнение это предположение, как правило, в редких случаях топонимика подвергается изменению.
На наш взгляд, к ошибочному выводу приходит исследователь Ц.Б.Цыдендамбаев о происхождении этнонима “хуацай”, когда пишет: «Приступая к вопросу о хуасаевском роде, приведем высказывание Г.Н.Румянцева о происхождении этого рода: «Среди меркитов было одно племя, название которого созвучно с именем одного из хоринских родов, - рода хуасай. Я имею в виду племя, главой которого был Дайр-Усун. В 1204 г. племя это было разгромлено монголами и бежало, очевидно, к баргутам. Название этого племени в основных источниках передается по-разному: у Рашид-ад-дина – увазмеркит, в «Сокровенном сказании» - хоасмеркит, увасмеркит, в копии ургинской рукописи, имевшейся в распоряжении П.Пелльо, - уас и һоас, в “Сказании о Чингисе” – у-ху-сы мер-ки. Возможно, что хоринский род хоасай генетически связан с хоас-меркитами, иначе говоря, этот род происходит от меркитов и адаптирован хори-туматами в ХIII в.». Видимо, он упустил из виду то, что еще в IХ веке существовал род хуацай у хори-бурят, тогда как отдельные современные исследователи связывают происхождение этого этнонима с приходом в состав хори-бурят «хоас-меркитов», после их разгрома монголами в ХIII веке.
Следует сказать, что в IХ веке долины рек Тугнуя и Хилка были заселены хори-бурятами, а присутствие племени меркитов на тугнуйской земле неизбежно привело бы к междоусобной войне с ними, чего нет ни в устных преданиях, ни в старинных манускриптах. Только увеличение численности населения и нехватка мест охоты вынудили хори-бурят перекочевать в Восточное Забайкалье вплоть до отрогов Большого Хингана. Ввиду чего, необоснованные притязания на родовые земли и родословную хори-бурят беспочвенны, не заслуживают внимания. Спорные гипотезы нельзя выдавать за истину.

Б.БАТОМУНКИН, 
действительный член Агинского отделения Забайкальского РО Русского географического общества РФ, председатель клуба «Алтан жаса».

Фотографии по теме
Комментарии 0
Copyright © 2022 Агинская правда. Design created by ATHEMES